Соглашение соавторов произведения

Соглашение соавторов произведения Соглашение
Содержание
  1. Подводные камни соавторства: как минимизировать риски
  2. Кого можно назвать соавтором
  3. Права на использование
  4. Соглашение и договор
  5. Переработка произведения, написанного в соавторстве
  6. Минимизируем риски
  7. Соавторство в авторском праве
  8. Когда возникает соавторство
  9. Как подтвердить соавторство
  10. Использование
  11. Распоряжение правами
  12. Способы защиты прав соавторов
  13. Авторское право. Прочитай и запомни
  14. Объект авторского права.
  15. Возникновение авторского права. Презумпция авторства
  16. Соавторство
  17. Авторское право на служебные произведения
  18. Личные неимущественные права
  19. Соавторство
  20. Автор, соавтор и правообладатель – правовые определения
  21. Соавторство: как нам это трактует закон?
  22. Виды соавторства: «делимое» и «неделимое»
  23. Соглашение о соавторстве
  24. Соглашение соавторов произведения | Приволжская юридическая коллегия
  25. 2. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ
  26. 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОАВТОРОВ
  27. 4. ПОСТУПЛЕНИЯ, РАСХОДЫ
  28. 5. ФОРС-МАЖОР
  29. 6. ЗАЩИТА ПРАВ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ
  30. 7. СРОК ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ. УСЛОВИЯ ЕГО ИСПОЛНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ
  31. 8. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
  32. 10. ПОДПИСИ СТОРОН
  33. 🎬 Видео

Видео:Соглашение о соавторствеСкачать

Соглашение о соавторстве

Подводные камни соавторства: как минимизировать риски

Соглашение соавторов произведения

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации лица, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами (ст. 1258 ГК РФ).

Закон не устанавливает минимальную долю участия при создании произведения, чтобы признаваться соавтором.

Например, вы написали сценарий фильма, а другое лицо — одну сцену в этом сценарии. По закону вы являетесь соавторами и если между вами нет подписанного соглашения, то по общему правилу доходы от использования произведения распределяются в равных долях (ст. 1258, ст. 1229 ГК РФ).

 

Кого можно назвать соавтором

Авторам также необходимо знать, что лица, не внесшие личного творческого вклада в создание произведения и оказавшие его автору только техническое, консультационное, материальное, организационное содействие или помощь, не являются соавторами произведения (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).

Таким образом, ваш редактор, скрипт-доктор, заказчик или продюсер не являются вашими соавторами.

Кадр из фильма «Адаптация» (2002) / Sony Pictures К примеру, ваш редактор может внести стилистические и орфографические правки, скрипт-доктор посоветует усилить какую-либо линию сценария или переписать сцену, продюсер или заказчик поделится своей идеей и предложит написать по ней сценарий или синопсис.

Все перечисленные действия не сделают указанных лиц вашими соавторами. Но рассмотрим другие ситуации. Например, редактор переписывает диалог в сцене вашего сценария, добавляет новую сцену. Или продюсер или заказчик переносит свой поток сознания на бумагу и просит вас переделать его рукопись в сценарий или книгу. В этом случае данные лица станут вашими соавторами.

Права на использование

Если вы создали с соавтором произведение, состоящее из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (например, сценарий в новельной форме), автор самостоятельной части может использовать ее по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1258 ГК РФ).
Кадр из фильма «Слова» (2012) / CBS Films Если же произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов без достаточных оснований не вправе запретить использование такого произведения (п. 2 ст. 1258 ГК РФ).

Соглашение и договор

Что делать, если произведение создано в соавторстве, а соглашения нет? Если сценарий представляет из себя неразрывное целое вы должны использовать его совместно с соавтором. Например, договор с продюсером на отчуждение исключительных прав на сценарий должен быть заключен со всеми соавторами.

Один из соавторов не может что-либо делать со сценарием без согласия другого соавтора (например, отправить на сценарный конкурс, питчинг). Вы также не можете писать новый драфт сценария без согласия вашего соавтора.
rawpixel.

com Если же сценарий состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, автор отдельной части может использовать ее как самостоятельное произведение. Например, без согласия соавтора сценария отправить свою новеллу на питчинг или заключить договор с продюсером (но только в отношении этой части).

Автор самостоятельной части может переписывать ее и вносить любые правки по своему усмотрению. Соавторы могут заключить соглашение или один из соавторов может приобрести исключительные права на произведение у другого соавтора. В этом случае возможно заключение договора смешанного типа.

В договоре будет указано, что вы являетесь соавторами произведения и один из соавторов приобретает исключительное право на произведение у другого соавтора.

Переработка произведения, написанного в соавторстве

А если вы не хотите заключать соглашение и просто переписываете все, что написал ваш соавтор? Например, вы нашли продюсера и хотите заключить с ним договор, но ваш соавтор против.

Уговоры и доводы не помогают, и вы решаете просто переделать все сцены, которые написал ваш соавтор, изменить название сценария и заключить желанный договор, но уже как единственный автор сценария.

Кадр из фильма «Слова» (2012) / CBS Films В этом случае у вас будут правовые риски незаконной переработки произведения, то есть создания производного произведения на основе первоначального. Закон предусматривает необходимость получения согласия автора первоначального произведения на его переработку (ст. 1260, 1270 ГК РФ).

Минимизируем риски

Что делать, чтобы минимизировать все правовые риски при создании произведения в соавторстве?

  • Договориться «на берегу» и до начала работы над произведением заключить соглашение между соавторами.
  • Приобрести исключительные права на произведение у своего соавтора.
  • Максимально внимательно и серьезно отнестись договора.

Составление договора или соглашения — тот случай, когда лучше обратиться за помощью к юристу в целях избежания неприятных последствий и минимизации всех правовых рисков.

Кадр из фильма «Тайное окно» (2004) / Columbia Pictures  При составлении соглашения рекомендуется определить доли участия соавторов, особенно, если вклад одного из соавторов существенно выше вклада другого соавтора.

В обязательном порядке необходимо определить порядок распределения доходов между всеми соавторами, в ином случае будет действовать общее правило и они будут распределяться в равных долях (п. 3 ст. 1229 ГК РФ) вне зависимости от того, какие доли участия вы определили в соглашении.

Также в соглашении рекомендуется определить порядок использования произведения соавторами и здесь также требуется быть внимательным, чтобы избежать возможных правовых рисков и неприятных моментов.
Кадр из фильма «Призрак» (2010) / Summit Entertainment Стоит ли бояться, с учетом всего изложенного, писать в соавторстве? Я считаю, что нет.

В ряде случаев совместные усилия могут принести максимальный результат. Но в любом случае вам необходимо знать все правовые риски соавторства и договариваться обо всех имеющих правовое значение моментах заранее с вашим соавтором, закрепляя достигнутые договоренности письменным соглашением.

Елена Марина Елена Марина — кандидат юридических наук, специализируется на авторском праве. По второму высшему образованию — режиссер игрового кино (ВГИК, мастерская Ю.В. Кара). Автор курсов: «Авторское право  кинопроизводстве», «Авторское право в сети Интернет».

 
Обложка: кадр из фильма «Руби Спаркс» (2012) / Fox Searchlight Pictures

ПопулярноеПрофессия

Как попасть в профессию, на что способен «кинодокторинг» и какие программы могут составить конкуренцию Avid, рассказала Мария Сергеенкова, режиссер монтажа и куратор одноименной программы в Московской школе кино

Практика

Тишина, адаптивное дыхание и хлюпанье крови под ботинками, рассказываем о звуковом оформлении мира «Одни из нас»

Практика

Чем фильмы ужасов лучше драм и комедий и стоит ли в 2020-м снимать «Паранормальную Москву» в попытке заработать миллионы — рассказывают российские кинематографисты, работающие в жанре хоррора

Практика

«Лисий шаг», крупные планы, контроль и продуманная схема освещения — 7 важных советов по съемке на телефон от режиссера и оператора Владислава Кузьмина

Практика

Талант в кино — это выборочный этап. Другое дело, когда в него включаются механические ноты, которые мы можем сравнить с нейролингвистическим программированием. Разбираемся, где, что и как это можно применить

Практика

В ожидании неоднократно перенесенного «Довода» прислушиваемся к советам Кристофера Нолана о вещах, необходимых для успешной работы в кино: насколько важны любопытство и искренность, чем полезны ограничения и почему телефоны на площадке — это зло

Видео:9.3. Лицензионный договорСкачать

9.3. Лицензионный договор

Соавторство в авторском праве

Соглашение соавторов произведения

Творческий труд, в результате которого создается новое произведение, может быть связан с деятельностью сразу нескольких лиц.

В этом случае исключительные права могут возникать сразу у нескольких граждан, а порядок использования или распоряжения ими будет определяться соглашением сторон или нормами закона.

В этой статье рассмотрим, какие юридические последствия влечет соавторство, и как доказать возникновение совместных прав на произведение.

Когда возникает соавторство

Закон предоставляет защиту любому произведению, в том числе созданному одним гражданином или коллективом авторов. Возможны следующие варианты возникновения прав сразу с нескольких лиц:

  • если общим творческим трудом создано единое произведение, образующее неразрывное целое;
  • если соавторы принимали участие в работе над коллективным произведением, каждая из частей которого имеет самостоятельное значение;
  • если возникновение смежных прав на совместное исполнение связано с его созданием членами творческого коллектива.

Совместная работа над новым произведением может осуществляться по собственной инициативе граждан, либо по условиям авторского договора. В первом случае каждый автор может участвовать в использовании, распоряжении или защите прав. При оформлении авторского заказа необходимо создать новый объект, после чего права на него возникнут у заказчика.

https://www.youtube.com/watch?v=l1xNXXmakUI

Соавторство на произведение возникает независимо от того, обладает ли оно неразрывный и цельный характер, либо каждая из его частей имеет самостоятельное значение.

Также закон не содержит ограничений для возникновения авторских прав в зависимости от пропорционального соотношения части и целого произведения. Например, даже создание небольшого отрывка текста в большом произведении не лишает соавтора прав.

Однако при распределении денежного вознаграждения этот факт будет учитываться, в том числе и при разрешении судебных споров между авторами.

Как подтвердить соавторство

В отличие от объектов промышленной собственности (изобретений, товарных знаков и т.д.), авторские права не подлежат регистрации. Их возникновение связано с фактом создания произведения, либо его отдельной части. Это правило распространяется и на случаи коллективного творческого труда. Для подтверждения прав используются следующие способы:

  • опубликование произведения с указанием сведений обо всех его авторах;
  • депонирование экземпляра совместного произведения через авторское агентство или общество;
  • удостоверение момента создания произведения через нотариальную контору;
  • обращение с иском в суд, если права на произведение заявил ненадлежащий автор.

Реализовать эти варианты может каждый из соавторов, поскольку право на защиту используется не только совместно, но и самостоятельно каждым автором.

Для оповещения других лиц о владельце исключительных прав на произведение используется знак охраны, состоящий из следующих элементов – буква «С» в окружности, имя или наименования авторов, год первого опубликования. Если у произведения сразу несколько авторов, указанный знак должен предусматривать сведения о каждом из них.

Срок правовой защиты произведения при соавторстве исчисляется по специальным правилам. Исключительное право действие в течении всей жизни автора, пережившего других соавторов, а также на протяжении последующих 70 лет.

Использование

Произведение, созданное коллективным творческим трудом, будет использоваться соавторами совместно, если иное не предусмотрено договором между ними. Возможны следующие варианты совместного использования исключительных прав:

  • оформление соглашения между соавторами;
  • использование части произведения, имеющей самостоятельно значение, по собственному усмотрению ее автора (если иное не определено договором между соавторами);
  • осуществление смежных прав на совместное исполнение руководителем группы исполнителей (при его отсутствии, все члены коллектива имеют право на совместное использование, если иное не указано в соглашении);
  • если элемент совместного выступления имеет самостоятельное значение, он может использоваться исполнителем по своему усмотрению (если иные правила использования не будут указаны в соглашении исполнителей).

По договору авторского заказа передается материальный носитель с вновь созданным произведением или иным объектом.

Все исключительные права сразу переходят к заказчику, а их самостоятельное использование соавторами возможно только в случае, предусмотренном в договоре.

Однако даже при таком варианте создания и передачи прав, авторство на произведение сохранится, так как является неотчуждаемым.

Распоряжение правами

По общему правилу ГК РФ, распоряжение исключительными права на коллективное произведение происходит авторами совместно.

На практике, это означает совместное принятие решений о публикации произведения, передаче прав на него другим лицам, либо при иных вариантах использования.

Если литературное или иное произведение образует неделимое целое, статья 1258 ГК РФ дает возможность использовать его даже одному автору, если соавторы запрещают это делать без достаточных оснований.

Оптимальным вариантом для устранения возможных споров между правообладателями является соглашение. Этот документ может определять следующие условия использования исключительных прав:

  • пределы использования и распоряжения произведением без дополнительного разрешения остальных авторов коллективного произведения;
  • порядок получения и распределения денежного вознаграждения (может устанавливаться в зависимости от вклада каждого автора в общий результат творческого труда);
  • возможность и порядок возмездной или безвозмездной передачи прав только одному из соавторов, либо другим лицам.

Такое соглашение носит добровольный характер и не нуждается в обязательной регистрации.

https://www.youtube.com/watch?v=JAHWpdlRNO8

Если отдельная часть произведения носит самостоятельный характер, ее автору принадлежат права по использованию и распоряжению без дополнительного согласования и другими авторами.

Например, при создании сборника литературных рассказов, объединенных общей тематикой, автора каждого отдельного произведения сможет его публиковать или продавать другим лицам.

Ограничения таких прав могут возникать при оформлении соглашения на стадии формирования и публикации сборника.

Варианты распоряжения исключительными правами для соавторов не отличаются от обычных правил:

  • допускается коммерческая или безвозмездная публикация произведения самими авторами;
  • полная передача прав может осуществляться по договору уступки, в котором соавторы выступают в качестве продавца;
  • передача прав на условия лицензии, т.е. с установлением срока и территории использования другими лицами, порядка выплаты денежного вознаграждения, и т.д.

Также, каждому из соавторов предоставлено право реализовать все разрешенные способы защиты прав, даже если произведение составляет единое целое, а остальные авторы не предпринимают таких действий.

Способы защиты прав соавторов

Необходимость в защите прав может возникать по причине нарушений со стороны остальных авторов, либо третьих лиц. Неправомерные действия соавтором могут заключаться в следующем:

  • попытка присвоения единоличного авторства – при публикации произведения, размещении знака правовой охраны;
  • распоряжение правами по договору уступки или лицензии без согласия остальных авторов;
  • нарушение правил распределения денежного вознаграждения, установленных законом или соглашением.

Чтобы подтвердить свои права на произведение или его часть, соавтор вправе предъявить иск в суд. Доказательствами участия в совместной творческой деятельности может выступать переписка со вторым автором, удостоверенный нотариусом экземпляр произведения, оригинальный материальный носитель, и т.д.

В состав способов защиты входит предъявление письменной претензии о запрете на неправомерное использование прав, взыскание убытком и компенсации, конфискация контрафактных материальных носителей с чужим произведением. Соавтор может обратиться в суд независимо от аналогичных действий остальных автором.

При возникновении смежных прав на совместное исполнение, возможность защиты принадлежит каждому члену коллектива (группы) исполнителей. Хотя закон предоставляется право на осуществление смежных прав руководителю коллектива, использовать разрешенные варианты защиты может каждый из исполнителей.

Видео:Соавторство: правовые аспектыСкачать

Соавторство: правовые аспекты

Авторское право. Прочитай и запомни

Соглашение соавторов произведения

У дизайнера всего два юридических документа, в которых он должен хорошо ориентироваться: договор на творческие разработки, по которому осуществляется взаимодействие с заказчиком, и закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года за номером 5351-I «Об авторском праве и смежных правах».

Поверьте, эти знания пригодятся жестоком мире, где у дизайнера полно врагов, которые так и норовят лишить его законных прав. В этой статье я прокомментировал наиболее важные, статьи Закона.

Объект авторского права.

автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

Статья 4

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения

Статья 6. Пункт 1

Объектами авторского права являются:

— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

Статья 7. Пункт 1

Статьи 6 и 7 сообщают нам простую вещь: дизайн является творческой деятельностью и объектом авторского права. У произведения дизайна всегда есть автор, и согласно статье 4 автором является конкретный человек из плоти и крови, а «компания», «студия» или «бюро».

Возникновение авторского права. Презумпция авторства

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.


Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
— латинской буквы «С» в окружности: «©»;
— имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
— года первого опубликования произведения.

Статья 9. Пункт 1

Всё предельно понятно. Совершил акт творчества — ты автор. И никто этого права уже отнять не может. Товарищам параноикам позволено помечать территорию ©оответ©твующими пи©юльками, толку от них нет, особенно в электронных публикациях.

При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

Статья 9. Пункт 2

Но, несмотря на правки от 2004 года, законотворцы умалчивают про электронную публикацию.

https://www.youtube.com/watch?v=DvfqnLxAb8o

А это касается дизайна, который созидается виртуально.

Ситуация сложна тем, что в электронной форме не проследить точную дату создания. Т.е. фактически первый — не тот, кто создал, а тот, кто первый материализовал электронный макет в бумажный «экземпляр».

Автор не должен ничего доказывать (презумпция), но если кто-то подсуетился и материализовал электронное произведение под своим именем раньше автора, то, увы, автор де юро — подсуетившийся.

Есть несколько способов зафиксировать работу пером, которое потом никто не вырубит топором.

1 — если работа делается на заказ, то договор и прилагающийся к нему акт сдачи-приемки с распечаткой работы является самым серьезным доказательством создания произведения.

2 — это может быть публикация в каталоге, книге, альбоме, где указан автор произведения. В таком случае дата подписания тиража в печать, может являться официальной датой создания входящих в это издание произведений.

3 — участие работы в выставках, конкурсах, фестивалях. Подача заявки — раз, распечатки для отборочного комитета, жюри — два, публикация в каталоге выставки — три, множество свидетелей вашего участия — четыре. А если вы еще и выиграете что-нибудь, у вас появится не бумажка, а броня! Если на выставку ваша работа не прошла, то и воровать у вас нечего — расслабьтесь и «творите» дальше.

Наконец, если вы создали работу для себя, в конкурсах не участвуете принципиально, нигде не публикуетесь, кроме как на своей личной страничке, но при этом очень боитесь кражи, народные очумельцы предлагают следующий способ: распечатать работу и послать самому себе заказным письмом с описью вложения. Таким образом, у вас на руках появится документ с датой.

Пошевелив мозгами, можно придумать еще пару-тройку способов зафиксировать работу документально — было бы желание

Соавторство

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Статья 10. Пункт 1

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Статья 10. Пункт 2

Вова подкинул идею, Стёпа нарисовал. Соавторство. Макс нарисовал эскиз, Вольдемар доводил его до ума. Соавторство. Серёжа нарисовал 3D-модель, Таня верстала текст, Анатолий рисовал фон и собирал макет. Соавторство.

Cложная в трактовке статья. Ведь не напишешь же в юридическом документе про совесть и профессиональную этику. А как определить, где кончается творческая деятельность Автора, и начинается работа подмастерья?

Чтобы не нарваться на скандал, достаточно запомнить одну простую вещь: если кто-то вам помог в работе, вы не имеете права требовать от человека забыть об этой помощи. Хотите быть единственным автором произведения? Запритесь в кабинете и используйте только свою голову и свои руки. Попросили помощи или были вынуждены её принять? Делитесь славой.

Судебный иск о признании соавтором произведения или, наоборот, о незаконном присвоении статуса соавтора не имеет практически никаких шансов, если у работы не было предпроектной документации со списком участников проекта.

На «идею» или «концепцию» авторское право вообще не распространяется (Статья 6, пункт 4). При этом любой дизайнер знает, что без идеи не будет и полноценного произведения (того, которое любят красть).

Соавтором может считаться заказчик произведения, вносящий в него правки. Другой вопрос, что ему это соавторство до лампочки. А дизайнер в свою очередь многое бы отдал за то, чтобы этого соавтора у него не было.

Правилом хорошего тона должно стать указание соавторов при публикации работы. Хотя Закон этого не требует.

Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Статья 10. Пункт 2

Отсутствие упоминания соавторов, скорее всего, и есть «достаточные к тому основания» для запрета. Ведь вы вводите в заблуждение: все думают, что вы один сделали работу от начала и до конца.

https://www.youtube.com/watch?v=zM2rE6PHYMk

Дизайн — командная работа. Х Мозговые штурмы, большие проекты, которые не под силу одному человеку, разделение труда и узкая специализация делают своё дело. Современный дизайнер редко может назвать себя единоличным правообладателем авторства на произведение. Помните об этом.

Авторское право на служебные произведения

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения.

Статья 14. Пункт 1

Понятная и избыточная статья. Согласно Статье 4, автор — физическое лицо. Поэтому компания, студия, бюро и любой другой работодатель не могут быть автором, а значит, не могут обладать авторским правом.

Если при приеме на работу соискателю подсовывают на подпись бумаги, по которым он якобы лишается авторских прав на сделанные в компании проекты, соискатель имеет право предложить работодателю засунуть эти бумаги в жопу. Если очень хочется устроиться на работу, можно бумаги подписать, а предложить их засунуть уже после увольнения.

Такие положения в трудовом договоре противоречат сразу нескольким статьям Закона и никакой юридической силы не имеют. Но лучше не подписывать.

Для примера: писатель продает исключительные права издательству, но при этом не перестаёт быть автором произведения, может об этом открыто говорить и всячески себя рекламировать. Не бывает такого, что рукопись передается издательству, а потом она выходит беспризорной с одним названием и издательской маркой.

В дизайн-индустрии считается нормальным, когда на сайтах студий висят работы-сироты, а их авторам затыкают рот липовыми бумажками.

Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.
Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

Статья 14. Пункт 2

Есть трудовой договор, и больше, чем в нём написано, автор требовать не вправе. Под «исключительными правами» подразумеваются имущественные права, про которые говорится в Статье 16.

Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Статья 14. Пункт 3

Автор уволился, на своём сайте в интернете разместил портфолио, в котором есть произведения, сделанные им, пока он работал в компании. Бывший работодатель не может запретить ему публикацию произведений, однако имеет полное право напомнить автору, кто обеспечил его работой, и потребовать сделать в портфолио соответствующую ремарку.

В трудовом договоре надо уточнить всё то, что не уточняет Закон. Например, участие в конкурсах, выставках, публикации в профессиональных изданиях. Есть мнение, что право автора на имя не позволяет ему участвовать в фестивальной жизни со служебным произведением. Это надо проговорить.

Личные неимущественные права

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
— право признаваться автором произведения (право авторства);
— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
— право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Видео:Трудовое право. Тема 5. Коллективные договоры и соглашения.Скачать

Трудовое право. Тема 5. Коллективные договоры и соглашения.

Соавторство

Соглашение соавторов произведения

Мы продолжаем цикл статей об авторском праве и сегодня рассмотрим такую тему, как «Соавторство». В рамках данной статьи мы поговорим о том, кто такие автор, соавтор и правообладатель с юридической точки зрения, что означает «соавторство» в соответствии с законом и какие существуют виды соавторства.

Автор, соавтор и правообладатель – правовые определения

Для начала следует понимать, что с точки зрения закона:

  • автор, соавтор и правообладатель – это неидентичные понятия;
  • автор изначально является правообладателем;
  • автором, соавтором и правообладателем может быть человек в одном лице (например, если автор написал статью в соавторстве с другим человеком, то помимо автора, он будет и соавтором, и правообладателем одновременно).

А теперь давайте рассмотрим, что означает каждое из вышеназванных понятий в отдельности.

Обратите внимание, что необязательно указывать авторство только на оригинале произведения или его экземпляре. Также допустимо использовать другие способы, идентифицирующие как произведение, так и автора или правообладателя. Это важно, например, при доведении произведения до всеобщего сведения через интернет.

https://www.youtube.com/watch?v=Y4p6tjubivE

Более подробно про «соавторство» мы будем писать чуть ниже, а здесь стоит лишь выделить, что деятельность, осуществляемая двумя и более авторами, должна быть совместной. То есть соавторы должны иметь между собой соглашение о создании конкретного произведения.

Интересно отметить, что в русском языке приставка «со-» означает некую «общность, взаимосвязь, совместность».

Другими словами, правообладателем может быть:

Надеемся, что теперь вам стало более понятным, что представляет собой каждое из перечисленных определений. Теперь давайте перейдем непосредственно к соавторству.

Соавторство: как нам это трактует закон?

Выше мы уже упомянули статью в законе, где говорится о соавторстве (соавторах), обратимся к ней еще раз. Не будем повторяться, а ответим лишь на вопрос: что же считать «совместным творческим трудом»?

Для того чтобы труд считался «совместным», необходимо наличие устного либо письменного соглашения между соавторами (второе, с юридической точки зрения, предпочтительнее). При этом необязательно, чтобы соавторы создавали произведение в одно и то же время и находились в одном и том же месте, достаточно договоренности (соглашения) о создании произведения.

В противном случае (при отсутствии такого соглашения) соавторство не возникает.

Так, например, авторы, написавшие статьи для одного и того же сборника, но при этом не имеющие соглашения друг с другом, не будут считаться соавторами, поскольку они создавали произведения независимо друг от друга (без соглашения).

Не будет соавторством также случай, когда одно произведение создано на основе уже имеющегося другого. Например, когда мелодия написана к уже давно существующим стихам.

Напротив, когда авторы договорились о создании произведения и создают это произведение совместно, это будет признаваться соавторством. Здесь в качестве примера можно привести такой вариант соавторства, как интервью.

Если интервьюер, помимо каких-то «дежурных» вопросов, выражает свои мысли в форме предложений и абзацев относительно заданной в интервью темы, придавая произведению авторскую «форму», он будет соавтором произведения, так как вносит в произведение и свой творческий вклад.

Виды соавторства: «делимое» и «неделимое»

Соавторство бывает «делимым» и «неделимым».

Интервью, которое приводилось в пример чуть выше, тоже относится к «неделимому» соавторству, поскольку также является произведением, представляющим собой неразрывное целое.

Чтобы было более наглядно, давайте рассмотрим особенности обоих видов соавторства в форме сравнительной таблицы.

Соглашение о соавторстве

Если вы соавтор и у вас нет письменного соглашения с вашим партнером-соавтором, возможно, стоит задуматься о его заключении. Хотя законодатель не обязывает соавторов заключать такие соглашения (то есть это ваше право, а не обязанность), наличие письменных договоренностей всегда лучше, чем их отсутствие. Тем более что отношения в бизнесе, как и в другой области жизни, могут меняться.

Рассмотрим следующую ситуацию.

Вы создаете большую часть произведения, занимаетесь почти всеми организационными, финансовыми и другими вопросами, касающимися использования произведения.

При этом ваш соавтор не претендует на вознаграждение. Предположим, он использует соавторство только как возможность «раскрутки» своего имени.

И вы уверены, что вознаграждение будет только вашим (по крайней мере, точно большая часть).

С юридической точки зрения, здесь нет гарантии, что завтра, когда ваш «совместный» труд принесет вам большую прибыль и известность, ваш соавтор не потребует половину вашего заработанного труда.

С моральной точки зрения, это несправедливость, но в соответствии с законом он будет прав, поскольку между вами отсутствует соглашение о соавторстве, а значит вознаграждение должно быть распределено пополам. Именно поэтому лучше позаботиться о своей «юридической безопасности» заранее, заключив «соглашение о соавторстве».

Наличие такого соглашения расставит все на свои места: кто и за что отвечает в вашей работе, как будет распределяться вознаграждение за использование произведения, а также поможет урегулировать многие другие важные для вас вопросы.

https://www.youtube.com/watch?v=ZSNAdxhbCTM

Вам необходимо соглашение о соавторстве, если:

  1. Вы вкладываете в создание произведения больше, чем ваш соавтор;
  2. Произведение, над которым вы работаете совместно с соавтором, представляет для вас большую ценность;
  3. Произведение, написанное в соавторстве, приносит вам большую прибыль.

Что вам даст наличие соглашения о соавторстве:

  1. Порядок в деловых отношениях с партнером-соавтором;
  2. Возможность урегулирования спора мирным путем (без обращения в суд);
  3. Больше шансов защитить свои права в суде (с помощью соглашения это сделать гораздо легче и быстрее);
  4. Возможность получить свое законное вознаграждение в «полном» объеме (так как оно будет зафиксировано в соглашении).

Садыкова Лилия, юрист

Как видите, в авторском праве существует очень много тонкостей.

И если вы получаете основной доход от деятельности, которая подпадает под законодательство об авторском праве, то вполне логичным шагом, в том числе с экономической точки зрения, будет разобраться с основными понятиями, а  затем углубиться конкретно в свое направление.

Мы подготовили для вас вебинар «8 шагов по защите авторского права». Его можно скачать бесплатно, нажав на кнопку ниже. Обязательно посмотрите это видео для того, чтобы лучше понять принципы авторского права и его защиты.

Скачать вебинар «8 шагов по защите авторского права»

Видео:Дополнительное соглашение к договору | Образцы заполненияСкачать

Дополнительное соглашение к договору | Образцы заполнения

Соглашение соавторов произведения | Приволжская юридическая коллегия

Соглашение соавторов произведения
соавторов произведения

г.

«» 2018 г.

Гр. , паспорт: серия , № , выданный , проживающий по адресу: , именуемый в дальнейшем «Соавтор», с одной стороны, и гр.

, паспорт: серия , № , выданный , проживающий по адресу: , именуемый в дальнейшем «Соавтор 2», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

  • стороны являются соавторами произведения – – полное описание смотри в п.1.1 соглашения;
  • для возникновения, осуществления и защиты авторских прав на произведение, являющееся предметом настоящего соглашения (или отдельные его части), не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей;
  • произведение не отчуждено, на него не выдана лицензия третьим лицам;
  • права на произведение принадлежат соавторам совместно;

Следующие термины, используемые в настоящем соглашении, означают:

1.1. Произведение – произведение науки (литературы и искусства, программа для ЭВМ) независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: . Произведение было впервые опубликовано на территории Российской Федерации.

1.2. Материальный носитель – произведение имеется в экземплярах на .

1.3. Произведение находится по адресу: .

1.4. Срок действия авторских прав составляет лет.

2. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

2.1. Каждый из соавторов может использовать произведение по своему усмотрению, в пределах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим соглашением.

2.2. Каждый соавтор обязан:

  • соблюдать права и законные интересы другого соавтора, установленные законом и настоящим соглашением, в том числе и после его расторжения;
  • при осуществлении правомочий автора в отношении произведения соавторы руководствуются действующим законодательством;
  • совместно распоряжаться исключительным правом на произведение;
  • не чинить препятствия другому соавтору в распоряжении исключительным правом на произведение, в том числе путем злоупотребления правом;
  • проявлять надлежащую заботу об экземплярах произведения, принимать все необходимые меры для предотвращения их уничтожения или повреждения, а также для устранения угрозы его уничтожения или повреждения, в том числе производить необходимые расходы за счет собственного имущества или общего имущества соавторов;
  • уведомлять другого соавтора обо всех угрозах утраты или оспаривания прав на произведение.

2.3. Каждый из соавторов имеет право:

  • использовать произведение в личных целях не для извлечения прибыли;
  • перерабатывать произведение или отдельные его части. При возникновении нового произведения такой соавтор становится единственным автором нового произведения.

2.4. В случае утраты одним из соавторов экземпляра произведения стороны восстанавливают (изготавливают) такой (еще один) экземпляр произведения совместно.

2.5. Территория, на которой допускается использование произведения: .

2.6. Переход исключительного права на произведение к новому правообладателю не является основанием для изменения или расторжения настоящего соглашения.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОАВТОРОВ

3.1. Каждый из соавторов несет ответственность в отношении принятых на себя обязательств перед третьими лицами и кредиторами в пределах принадлежащего ему имущества, в том числе в пределах принадлежащей ему доли в общем имуществе соавторов. При недостаточности этого имущества кредитор не вправе обращать взыскание на имущество другого соавтора.

3.2. Сторона, которая не выполнила обязательства по соглашению, обязана возместить другой Стороне причиненные ей убытки.

3.3. Уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязательства не освобождают Сторону от исполнения обязательства в натуре.

4. ПОСТУПЛЕНИЯ, РАСХОДЫ

4.1. Вознаграждение за предоставленные на произведение лицензии стороны распределяют в следующем порядке: соавтору причитается %, соавтору 2 причитается % от полученной суммы.

4.2. Вознаграждение за отчуждение произведения стороны распределяют в следующем порядке: соавтору причитается %, соавтору 2 причитается % от полученной суммы.

4.3. Иные доходы, поступившие от использования произведения, стороны распределяют в следующем порядке: соавтору причитается %, соавтору 2 причитается % от полученной суммы.

4.4. Расходы, связанные с созданием произведения и поддержанием авторских прав, стороны несут в следующем порядке: соавтору причитается %, соавтору 2 причитается % от полученной суммы.

4.5. Все сборы, налоги и другие расходы, связанные с заключением и выполнением настоящего соглашения, стороны несут самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.

5. ФОРС-МАЖОР

5.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему соглашению, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.

Под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются обстоятельства, возникшие после заключения настоящего соглашения в результате событий чрезвычайного характера, которые Стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами.

К таким обстоятельствам чрезвычайного характера относятся: наводнение, пожар, землетрясение или иные явления природы, а также войны, военные действия, акты или действия государственных органов и любые другие обстоятельства вне разумного контроля Сторон.

5.2. При наступлении указанных в п.5.1 обстоятельств Сторона должна без промедления известить о них в письменной форме другую Сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также, по возможности, оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по настоящему соглашению и срок исполнения обязательств.

5.3. При прекращении указанных в п.5.1 обстоятельств Сторона должна без промедления известить об этом другую Сторону в письменном виде. В извещении должен быть указан срок, в который предполагается исполнить обязательства по настоящему соглашению.

5.4. Если Сторона не направит или несвоевременно направит извещение, предусмотренное в п.п.5.2 и 5.3, то она обязана возместить другой Стороне убытки, причиненные неизвещением или несвоевременным извещением.

5.5. Сторона, ссылающаяся на обстоятельства, указанные в п.5.1, должна в течение разумного срока передать другой Стороне по ее просьбе удостоверение торговой палаты или иной компетентной организации о наличии этих обстоятельств.

5.6. В случаях, предусмотренных в п.5.1, срок выполнения обязательств по настоящему соглашению отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют такие обстоятельства и их последствия.

5.7. В случаях, когда указанные в п.5.

1 обстоятельства и их последствия продолжают действовать более месяцев или когда при наступлении данных обстоятельств становится ясным, что они и их последствия будут действовать более этого срока, Стороны в возможно более короткий срок проведут переговоры с целью выявления приемлемых для них альтернативных способов исполнения настоящего соглашения. При этом любая Сторона может отказаться от дальнейшего исполнения настоящего соглашения. В этом случае каждая Сторона обязана вернуть другой Стороне все полученное по настоящему соглашению. Убытки возмещению не подлежат.

6. ЗАЩИТА ПРАВ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ

6.1. Если после заключения соглашения какое-либо третье лицо оспорит права авторов на произведение, то Стороны незамедлительно, после того как им станет об этом известно, предпримут совместные действия по защите своих прав, а также осуществят другие мероприятия, связанные с выполнением соглашения.

6.2. Понесенные Сторонами расходы и убытки в результате урегулирования указанных претензий или окончания судебных процессов будут распределены между Сторонами согласно п.4.2 соглашения.

7. СРОК ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ. УСЛОВИЯ ЕГО ИСПОЛНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ

7.1. Соглашение вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

7.2. Соглашение действует в течение лет с момента заключения.

7.3. В случае прекращения исключительного права соглашение прекращается.

7.4. Окончание срока действия соглашения не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

8. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

8.1. К отношениям Сторон по тем вопросам, которые не урегулированы или не полностью урегулированы соглашением, применяется законодательство Российской Федерации.

8.2. Все изменения и дополнения к настоящему соглашению должны быть совершены в письменной форме.

8.3. Настоящее соглашение совершено в двух экземплярах – по одному экземпляру для каждой Стороны, причем оба текста имеют одинаковую силу.

10. ПОДПИСИ СТОРОН

Соавтор _________________

Соавтор 2 _________________

🎬 Видео

9.2. Договор об отчуждении исключительного праваСкачать

9.2. Договор об отчуждении исключительного права

9.1. Общая характеристика авторского права и смежных правСкачать

9.1. Общая характеристика авторского права и смежных прав

Когда нужно заключать именно договор авторского заказа?Скачать

Когда нужно заключать именно договор авторского заказа?

Как правильно составить договор. Этапы его составления. Дмитрий ПолевойСкачать

Как правильно составить договор. Этапы его составления. Дмитрий Полевой

Рассматриваем Главу 70 ГК РФ (Видео 4 - Соавторство)Скачать

Рассматриваем Главу 70 ГК РФ (Видео 4 - Соавторство)

Как правильно делить прав | Автор не один, какие права | Соавторство | Авторское право | 12+Скачать

Как правильно делить  прав | Автор не один, какие права | Соавторство | Авторское право | 12+

Как составить соглашение о намерениях?Скачать

Как составить соглашение о намерениях?

Авторское право для музыканта. Вопросы пользователей и ответы юриста.Скачать

Авторское право для музыканта. Вопросы пользователей и ответы юриста.

Договор подряда | Юридическая консультация RosCoСкачать

Договор подряда | Юридическая консультация RosCo

Как составить гражданско-правовой договор оказания услуг с физическим лицом?Скачать

Как составить гражданско-правовой договор оказания услуг с физическим лицом?

АВТОРСКОЕ ПРАВО,ДОГОВОР МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА, ГК РФ СТАТЬИ 1257,1258Скачать

АВТОРСКОЕ ПРАВО,ДОГОВОР МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА, ГК РФ СТАТЬИ 1257,1258

Корпоративный договор, Акционерное соглашение, Партнерское соглашение | Безопасность бизнеса ООО, АОСкачать

Корпоративный договор, Акционерное соглашение, Партнерское соглашение | Безопасность бизнеса ООО, АО

Тема семинара «Правовое регулирование взаимоотношений соавторов произведений искусства»Скачать

Тема семинара «Правовое регулирование взаимоотношений соавторов произведений искусства»

Договор контрактацииСкачать

Договор контрактации

3 Авторское право Исключительное право на произведениеСкачать

3  Авторское право  Исключительное право на произведение
Поделиться или сохранить к себе: