Фото с сайта http://dreamout.info
Итак, в случае необходимости и при наличии веских причин работнику образовательного учреждения могут предоставить отпуск сроком до одного года (ст. 335 ТК РФ, п. 4 ч. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).
Отметим, что данный вид отпуска предоставляется не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы.
О том, что для педагогических работников законодательством предусмотрен длительный отпуск знают далеко не все. Чаще всего его используют в университетах для написания научных работ, но при этом он положен и некоторым работникам ДОУ и школ.
- Кто может претендовать
- Порядок и условия предоставления
- Гарантии педагогам
- Оплачивается ли длительный отпуск педагогу?
- Отзыв педагога из отпуска
- Реализация
- Должностная инструкция учителя-дефектолога
- 1. Общие положения
- 2. Должностные обязанности
- 3. Права
- 4. Ответственность
- Дефектолог — это кто? В чем заключается работа педагога-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом?
- Кто такой дефектолог?
- Какими качествами должен обладать дефектолог
- Дефектологические специальности
- Функции педагога-дефектолога
- Работа дефектолога: организационные принципы
- Родственные профессии
- Известные ученые-дефектологи
- Разница в работе логопеда и учителя -дефектолога
- Логопед – это дефектолог?
- Чем занимаются логопеды?
- Каковы обязанности дефектолога?
- Разница в сроках начала работы
- 🌟 Видео
Кто может претендовать
С 2016 года утверждены новые правила предоставления такого отпуска.
Согласно правилам претендовать на отпуск сроком до одного года могут педагогические работники, замещающие должности, поименованные в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.
Обозначим категории работников дошкольных учреждений и школ, которые имеют право на длительный отпуск:
- воспитатель, старший воспитатель;
- инструктор-методист, инструктор по труду, инструктор по физической культуре;
- концертмейстер;
- логопед;
- мастер производственного обучения;
- методист;
- музыкальный руководитель;
- педагог дополнительного образования;
- педагог-библиотекарь, педагог-организатор, педагог-психолог;
- преподаватель;
- социальный педагог;
- старший вожатый;
- тренер-преподаватель;
- тьютор;
- учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед.
Порядок и условия предоставления
Как правило, работник подает на имя руководителя письменное заявление с просьбой предоставить длительный отпуск.
Руководитель проверяет наличие у работника стажа, требуемого для реализации данного права, и оценивает возможность предоставления отпуска в указанный работником срок. Если необходимый стаж имеется и нет препятствий для оформления отпуска, руководитель издает приказ о предоставлении отпуска и заносит сведения о нем в личную карточку работника в общем порядке.
Во многих образовательных организациях не допускается, чтобы одновременно длительный отпуск был предоставлен сразу двум или большему количеству работников.
Внимание! Необходимый для отпуска стаж может быть набран в разных образовательных организациях, включая частные, но только при наличии у последних государственной аккредитации.
С 2016 года уточнены и новые правила исчисления стажа непрерывной педагогической работы для такого отпуска:
- фактически проработанное время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору;
Внимание! Такие периоды фактически проработанного времени суммируются только в том случае, когда продолжительность перерыва между увольнением и поступлением на работу составляет не более 3 месяцев.
- время, когда педагог фактически не осуществлял трудовую деятельность, но за ним сохранялось место работы (должность) (вынужденный прогул, перевод на другую работу и последующее восстановление на прежней работе);
- время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору в период прохождения производственной практики, если перерыв между окончанием образовательного учреждения и поступлением на педагогическую работу не превысил 1 месяца.
Внимание! Стаж, необходимый для длительного отпуска педагога, не считается прерванным, если сотрудник перешел из одной организации в другую и не работал меньше 1 месяца.
Таким образом, если ранее в необходимый для длительного отпуска стаж не учитывались перерывы между работой, то теперь ситуация изменилась.
Как правило, чтобы уйти на заслуженный отдых педагогическому работнику необходимо выполнить целый ряд требований:
- выполнить учебную нагрузку, предусмотренную планом работу в начале года ( учитель — 36 часов в неделю, логопед — 20 часов в неделю);
- педагог преимущественно должен быть оформлен в качестве основного работника в данной организации;
- заранее предупредить руководителя, чтобы он мог скорректировать учебный план и распределить нагрузку среди педагогических работников.
Законодательно определено, что продолжительность длительного отпуска, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску и остальные вопросы определяются коллективным договором, а не уставом образовательного учреждения, как это происходило ранее.
В коллективном договоре образовательной организации должны быть рассмотрены следующие положения:
- длительность отпуска (не более года), периодичность отпуска отображается в графике;
- очередность его предоставления (но не реже чем раз в 10 лет);
- возможность продления в случае болезни;
- присоединение отпуска к ежегодному основному;
- возможность оформления такого отпуска совместителю;
- оплата, в тех случаях, когда законом она не является обязательной.
Внимание! Если отпуск предоставляется в соответствии с определенным графиком, то перенести такой отпуск можно только с согласия обеих сторон. Для этого необходимо написать еще одно заявление с просьбой об отмене уже назначенного отпуска и перенесения его на другой срок. При этом руководитель вправе не согласиться.
Гарантии педагогам
На период нахождения в длительном отпуске за педагогом сохраняется:
- место работы(должность);
- учебная нагрузка.
В данный период не допускается перевод сотрудника на другую работу и увольнение по инициативе организации (исключение — полная ликвидация образовательного учреждения).
Важно отметить, что длительный отпуск педагогического работника не влияет на отпускной период основного отпуска.
Внимание! Если в период длительного отпуска будет проведено увольнение, то это будет серьезной ошибкой руководителя. Работник сможет свободно обратиться в Трудовую инспекцию или прокуратуру.
Оплачивается ли длительный отпуск педагогу?
Законодательством не предусмотрена оплата годичного отпуска. Но, как мы уже отметили, она может быть предусмотрена коллективным договором.
https://www.youtube.com/watch?v=Z1yrlPtk-vE
Если же в коллективном договоре все-таки прописана оплата для данного вида отпуска, то источником выплат в таком случае будут не бюджетные деньги, а средства, заработанные самой организацией (например, средства от дополнительных образовательных и воспитательных услуг).
Отзыв педагога из отпуска
В связи с трудовой необходимостью учителя можно отозвать из отпуска. Однако, такой отзыв допускается только с согласия педагога (ст.125 ТК РФ).
В данном случае педагогу необходимо написать заявление о том, что он не возражает быть отозванным из отпуска. Неиспользованная часть отпуска при отзыве не сгорает. Руководитель должен согласовать с педагогом время, когда им будет использован остаток отпуска. Это отражается в приказе об отзыве, с которым под роспись знакомят сотрудника.
Реализация
Отметим, что длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время. Однако такой отпуск не должен отрицательно сказаться на деятельности образовательной организации.
Чаще всего педагогические работники предпочитают использовать отпуска исключительно во время каникул. Поскольку образовательные учреждения зачастую испытывает нехватку кадров, то во время учебного процесса руководство неохотно отпускает сотрудников в отпуска.
Тем не менее на практике педагогическим работникам предоставляется такой вид отпуска, но оплачивают его — единицы.
А уходил ли кто-то из вас в длительный отпуск? С какими трудностями вы столкнулись?
«,»author»:»Ðлина УлÑÑнова»,»date_published»:»2017-06-13T07:47:37.762Z»,»lead_image_url»:»https://miro.medium.com/max/1200/1*hl1LXfpsYEXTzvOlBm9C0Q.jpeg»,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»https://medium.com/direktoria-online/leave-for-one-year-2b3b360b6204″,»domain»:»medium.com»,»excerpt»:»ÐедагогиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ñложна, инÑенÑивна и ÑвÑзана Ñ Ð²ÑÑокой оÑвеÑÑÑвенноÑÑÑÑ Ð·Ð° Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¸ здоÑовÑе обÑÑаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¸ воÑпиÑанников⦻,»word_count»:861,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}
Видео:Особенности ведения документации учителя-логопедаСкачать
Должностная инструкция учителя-дефектолога
[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия] | Утверждаю[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию][число, месяц, год]М. П. |
Должностная инструкция учителя-дефектолога [наименование образовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв.
приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Учитель-дефектолог является педагогическим работником и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность учителя-дефектолога принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование в области дефектологии, без предъявления требований к стажу работы.
1.3. На должность учителя-дефектолога в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:
— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
1.4. Учитель-дефектолог назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
1.5. Учитель-дефектолог должен знать:
— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
— Конвенцию о правах ребенка;
— возрастную и специальную педагогику и психологию;
— анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
— методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;
— нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
— программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;
— новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;
— правила по охране труда и пожарной безопасности;
— теорию и методы управления образовательными системами;
— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— основы экологии, экономики, социологии;
— трудовое законодательство;
— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
— правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.6. Учителю-дефектологу запрещается:
— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов учителя-дефектолога;
— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
2. Должностные обязанности
Учитель-дефектолог:
2.1.
Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных организациях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).
2.2. Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.
2.3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.
2.4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.
2.5. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки.
2.6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Ведет необходимую документацию.
2.8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанному выбору и освоению профессиональных программ.
2.9. Реализует образовательные программы.
2.10.
Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям.
2.11. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
2.12. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса.
2.13. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
2.14. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.15. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.
2.16. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
2.17. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
2.18. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
2.19. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
2.20. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.
2.21. Систематически повышает свой профессиональный уровень.
2.22. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.
2.23. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
2.24. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
2.25. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
2.26. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Учитель-дефектолог имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
— на сокращенную продолжительность рабочего времени;
— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Получать от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Учитель-дефектолог несет ответственность:
4.1. За нарушение Устава образовательной организации.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
https://www.youtube.com/watch?v=wRHhkajY01E
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность]
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
ГАРАНТ:
Примечание: Наименование должности «логопед» предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Видео:Форма трудового договораСкачать
Дефектолог — это кто? В чем заключается работа педагога-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом?
Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители – правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.
Кто такой дефектолог?
Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.
Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.
Какими качествами должен обладать дефектолог
Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование.
Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка.
Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.
Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:
- Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.
- Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.
- Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
- Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.
- Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом – сложный труд.
- Отзывчивость. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
- Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.
Дефектологические специальности
Наука дефектология включает несколько основных направлений:
- сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;
- олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии;
- тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;
- логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.
Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:
- Вызвать желание учиться посредством мотивации.
- Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.
Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:
- Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
- Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
- Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы.
- Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.
Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.
Функции педагога-дефектолога
- Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
- Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
- Развивает коммуникативные способности детей.
- Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории.
Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.
Работа дефектолога: организационные принципы
Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции.
Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом.
Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог – в спокойном тоне.
https://www.youtube.com/watch?v=Gb_9zYGtGMM
Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода.
У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии.
Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.
При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.
За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам.
Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.
- Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
- Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.
Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:
- Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
- Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
- Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
- Дефектолог – широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.
Родственные профессии
Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.
Известные ученые-дефектологи
В специальном образовании нуждается немалое количество деток дошкольного и школьного возрастов. Многочисленным исследованиям, касающимся этой проблемы, посвятили свои труды выдающиеся ученые Российской Федерации. В золотой фонд ученых-дефектологов входят: В. М.
Бехтерев (русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы), А. Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры), Л. В. Занков (отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского), М. С. Певзнер (российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог), Ф. А. Рау, Ж. И.
Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог), В. П. Кащенко (руководитель первого санатория-школы для особенных детей), И. В. Маляревский, Л. С. Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии), М. Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист), Г. Е.
Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции психических заболеваний), Г. М. Дульнев.
https://www.youtube.com/watch?v=oOJVPLXxFQ0
Благодаря вышеперечисленным деятелям науки специальное образование в России получило не только утверждение, но и должное развитие.
Видео:Трудовой договор в образовательной организации. Демо видео.Скачать
Разница в работе логопеда и учителя -дефектолога
К большому сожалению, в последнее время происходит существенное увеличение числа ребятишек с разнообразными психофизиологическими отклонениями.
За помощью всё чаще обращаются матери и отцы, у чьих малышей диагностированы распад познавательной деятельности, ДЦП, расстройства слуха либо зрения и, конечно, разнообразные языковые недостатки.
Возникает проблема: к какому педагогу идти – логопеду либо дефектологу? Прежде, чем делать выбор, стоит разобраться, чем отличается их работа.
Логопед – это дефектолог?
В общем, да, однако с некоторыми оговорками. Дефектологией часто называют коррекционную педагогическую науку, которая разрабатывает и внедряет образовательные и восстановительные методики для работы с пациентом, обладающим выраженными недостатками в развитии.
Главные направления дефектологии:
— логопедия («ответвление» в педагогике, которое изучает языковые трудности);
— сурдопедагогика (изучает особенности слабослышащих либо глухих детей);
— тифлопедагогика (помогает дошкольникам и школьникам со зрительными расстройствами);
— олигофренопедагогика (изучает ребятишек с умственной неполноценностью).
Таким образом, логопед – тот же дефектолог, но специализирующийся конкретно на исправлении речевых патологий. Дефектологами являются также сурдопедагоги, тифлопедагоги и олигофренопедагоги – узкие специалисты, работающие с детьми с конкретной проблемой.
Чем занимаются логопеды?
При обнаружении языковых недостатков у ребёнка взрослые обращаются к специалисту в области логопедии. Трудятся они в специальных дошкольных учреждениях и школах (встречаются и в массовых ОУ), коррекционных центрах и пунктах, развивающих кружках и студиях, встречаются и в поликлиниках.
Работают логопеды на основе существующего диагноза, который ставит психолого-медицинская комиссия. Врачи обнаруживают «первоисточник» языкового нарушения, а учителя-логопеды уже классифицируют его и выбирают действенные инструменты для исправления патологии.
Среди родителей бытует широко распространённое мнение: логопеды работают над исправлением неверного произношения звуков. Однако это чрезмерно упрощённый подход, ведь главная цель этих специалистов – совершенствование всей речи. Например, логопед:
— формирует связную речь;
— помогает логопату накопить словарь;
— совершенствует фонематический слух;
— развивает грамматические навыки;
— обучает умению словоизменения;
— исправляет произношение звуков.
Кроме того, ещё одним эффектом от логопедических занятий можно считать предупреждение письменных расстройств, усовершенствование психологических процессов (память, мышление), развитие точной моторики и правильного восприятия пространства.
Каковы обязанности дефектолога?
Круг обязанностей учителя-дефектолога зависит от его сферы деятельности. Если говорить в общем, то ребёнок нуждается в дефектологе, если имеются расстройства, которые невозможно преодолеть в процессе среднестатистической обучающей деятельности. При речевых, зрительных и интеллектуальных патологиях дефектолог специализируется на ведущем нарушении.
Например, если у ребёнка интеллектуальная недостаточность, сопровождающаяся речевым расстройством, ведущим специалистом станет именно олигофренопедагог. Подобный выбор связан с ведущим нарушением – распадом познавательной деятельности, в процессе которого нарушается и речь.
https://www.youtube.com/watch?v=WooD0xaUMi8
Несмотря на узкую специализацию коррекционных педагогов, имеется ряд общих задач, которые они решают:
— развитие сенсорных навыков (причём обучающие приёмы зависят от ведущего нарушения);
— формирование гигиенических умений;
— обучение игровым приёмам и в целом умению играть (уровень игровых способностей детей с особенностями в развитии не соответствует возрастным нормам);
— речевое развитие через знакомство с окружающей действительностью и расширение кругозора (дефектолог учит ребёнка понимать какой-либо предмет либо явление, расширяя при этом словарь и формируя связную речь);
— обучение навыкам письма и речи через способность ребёнка слышать звуки, находить их последовательность в словах, проводить звуко-буквенный анализ;
— формирование элементарных математических представлений через знания о количественных, пространственных и временных особенностях предметов;
— совершенствование тонкой моторики и согласованных действий рук с помощью разнообразных творческих занятий – рисование, аппликация либо конструирование.
Основной упор дефектологи делают на развитии познавательных процессов – памяти, мыслительной деятельности, внимания и т.д. Эта задача решается с помощью широчайшего инструментария (программ, методик, приёмов), поэтому пугаться слово «дефект» не стоит.
Разница в сроках начала работы
Многие родители также не понимают, почему логопед начинает работу с ребёнком обычно с трёх лет, а дефектологи приступают к коррекции с раннего возраста. Связана подобная «рассинхронизация» опять же с ведущим дефектом.
Если медики руководствуются принципом «не навреди», то дефектологи следуют правилу «не опоздай». Коррекционные педагоги стараются начинать работу в тот момент, когда обнаружено расстройство. Рассмотрим этот принцип на примере слуховой патологии и работе сурдопедагога.
Слуховые расстройства оказывают огромное влияние на нормальное функционирование речи и мышления. Полугодовалый ребёнок уже может выделять речевые звуки среди общего шума, а это умение – основная предпосылка к звуковосприятию и развитию языковых способностей.
Если у малыша проблемы со слуховым аппаратом, не происходит звукоразличение, мозг не получает нужную информацию, следовательно, происходит торможение в формировании речи и познавательных навыков. Чем раньше начнётся дефектологическая работа, тем легче компенсируется задержка в общем развитии.
В отличие от слуха или зрения, речевые умения приходят к ребёнку со временем. То есть речь совершенствуется постепенно – чтобы малыш заговорил, необходимы следующие условия:
— достаточный уровень формирования речевого аппарата;
— созревшие «языковые центры» в коре мозга;
— нахождение в социуме.
Вот почему, чтобы приступить к работе, логопеду нужно «подождать», пока у ребёнка сформируются вышеперечисленные предпосылки. Если же родители заметили явное отставание малыша от сверстников, не стоит ждать 3 лет, лучше обратиться к дефектологу.
🌟 Видео
Учитель-дефектологСкачать
Обучающий видео-семинар "Оформление и ведение рабочей документации учителя-дефектолога"Скачать
Учитель дефектологСкачать
Семинар "Разработка рабочих программ учителя-дефектолога" 30 01 23Скачать
Деятельность учителя-дефектологаСкачать
ЛОГОПЕД И ДЕФЕКТОЛОГ. В ЧЕМ РАЗНИЦА?Скачать
Организация коррекционной деятельности учителя-дефектолога в ДОУСкачать
«Нормативно-правовые аспекты в деятельности логопеда. Профстандарт учителя-логопеда...Скачать
Документация учителя-логопеда ДОУСкачать
Занятие учителя-дефектолога Федюшиной (Бородиной) У.И. "Учитель - дефектолог России"Скачать
Вебинар: "Организация работы логопедической службы в образовательной организации"Скачать
Дефектологическое образование, Клиническая логопедия, Основы дефектологии и логопедииСкачать
Пример занятия с педагогом-дефектологомСкачать
Консультация по аттестации для учителя дефектолога, учителя-логопеда, логопедаСкачать
Основы формирования программы для учителя-логопеда, учителя-дефектолога ДООСкачать
Особенности работы учителя-логопеда в изменяющемся образованииСкачать
Работа учителя-логопеда в государственном учреждении. 1 частьСкачать