Управление МКД — согласованная деятельность собственников помещений по созданию и поддержанию благоприятных и безопасных условий проживания в этом доме, обеспечивающая надлежащее содержание ОИ, решение вопросов пользования этим имуществом, предоставление КУ гражданам, проживающим в этом доме. Управление домом осуществляется собственниками помещений самостоятельно или посредством выбора способа управления. Поэтому законодательством предусмотрены способы управления МКД, их всего три (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, смотрите таблицу ниже):
- непосредственное управление собственниками помещений в МКД, количество квартир в котором составляет не более чем 30;
- управление ТСЖ либо специализированным потребительским кооперативом (ЖК, ЖСК);
- управление УО.
- Таблица «Способы управления МКД»
- Непосредственный способ управления
- Управление МКД товариществом собственников жилья
- Управление МКД управляющей организацией
- Способы управления МКД: инфографика
- Непосредственное управление
- Минимальное количество квартир
- Преимущества и недостатки непосредственного управления
- Минусы непосредственного обслуживания:
- Как перейти на непосредственное управление МКД
- Инициативная группа
- Собрание собственников
- Выбор обслуживающих фирм
- Нюансы непосредственного управления МКД
- Журнал «Управление Многоквартирным Домом» о системе «СТРИЖ»
- Описание проблемы
- Социальные предпосылки диспетчеризации счетчиков ЖКУ
- Преимущества диспетчеризации счетчиков ЖКУ
- Анализ существующих технологий диспетчеризации счетчиков ЖКУ
- Система «СТРИЖ»
- Как УО и ТСЖ общаться с жителями МКД согласно ПП РФ № 331
- Откройте представительство
- Соблюдайте сроки ответа на запросы
- Правильно храните запросы
- 🎥 Видео
Таблица «Способы управления МКД»
Способы управления МКД | Основания для признания способа управления МКД реализованным | Нормативное обоснование |
Непосредственный способ управления | Большинство собственников в МКД заключили договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту ОИ с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности | Статья 164 ЖКРФ, абз. 2 пп. 2 п. 3 Правил проведения конкурса по отбору УО |
Управление УО | Собственники помещений в МКД, обладающие более чем 50% от общего числа собственников помещений в данном доме, заключили с избранной УО договор управления.В течение 30 дней УК приступила к исполнению обязательств, если иной срок не указан в договоре управления МКД | Части 1, 7 ст. 162 ЖКРФ, абз. 4 пп. 2 п. 3 Правил проведения конкурса отбора УО |
Управление ТСЖ, ЖК, ЖСК | Собственники помещений в МКД направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для госрегистрации ТСЖ или ЖК | Абзац 3 пп. 2 п. 3 Правил проведения конкурсов по отбору УО |
Способы управления МКД — относится к компетенции общего собрания собственников помещений (далее — ОССП). Способ управления многоквартирным домом выбирается на ОССП и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение ОССП о выборе способа управления является обязательным для всех собственников в МКД (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Непосредственный способ управления
При этом способе управления ОССП выбирает организации для оказания услуг по содержанию и (или) для выполнения работ по ремонту ОИ. В качестве одной стороны заключаемых договоров выступают все или большинство собственников помещений в таком доме (ч. 1 ст. 164 ЖК РФ).
В отношениях с третьими лицами вправе действовать (ч. 3 ст. 164 ЖК РФ):
— один из собственников в доме, уполномоченный на эти действия решением ОССП;
— иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной ему в письменной форме всеми или большинством собственников помещений в доме.
При выборе непосредственного управления МКД целесообразно выбрать:
- подрядные организации;
- совет МКД или уполномоченное лицо, которое будет действовать от имени собственников и в их интересах.
Коммунальные услуги предоставляются непосредственно РСО. Договоры поставки КУ каждый собственник заключает от своего имени (ч. 2 ст. 164 ЖК РФ).
Услуга обращения с ТКО предоставляется региональным оператором по обращению с ТКО (ч. 11.1 ст. 161 ЖК РФ) по отдельному договору с каждым собственником.
В обязанности РСО не входит содержание внутридомовых инженерных коммуникаций. РСО отвечает за поставки КУ надлежащего качества до границ ОИ и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения МКД. Договором собственников с РСО может быть определена иная граница ответственности (ч. 15 ст.161 ЖК РФ).
Ответственность перед собственниками помещений в МКД за содержание ОИ и предоставление КУ несут организации, с которыми у них заключены договоры (ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ).
МКД должно обеспечиваться подрядчиком на уровне, необходимом для предоставления КУ (ч. 16 ст.161 ЖК РФ).
Качество выполнения работ и оказания услуг должно соответствовать:
Управление МКД товариществом собственников жилья
Согласно ч. 2 ст.161 ЖКРФ ТСЖ является одним из способов управления многоквартирным домом. Создание, структура и деятельность ТСЖ регламентируются разд. VI ЖК РФ.
Преимущества ТСН (ТСЖ) заключаются в следующем.
https://www.youtube.com/watch?v=MLhK9iJ6GYs
Члены правления, в том числе председатель, — собственники помещений в вашем доме, которым не безразлично, в каком состоянии находятся крыша, инженерные коммуникации, лифты и другое общее долевое имущество.
ТСЖ обязано представлять законные интересы собственников помещений в МКД (ст. 137 Жилищного кодекса). А это значит, что, организовав ТСЖ в своем доме, вы никогда не останетесь один на один с проблемами.
Любой член ТСЖ имеет право не только знать, куда и как расходуются его средства, но и влиять на этот процесс, обеспечивая необходимое ему качество жилищных услуг, а через правление ТСЖ — и коммунальных.
Создание ТСЖ обеспечит надлежащее качество предоставляемых жилищных услуг просто потому, что вы сами будете контролировать выполнение работ и расходование денежных средств.
ТСЖ дает возможность заработать дополнительные средства, которые пойдут на повышение качества жизни в доме.
Дополнительные доходы в бюджет ТСЖ можно получить от сдачи в аренду ОИ, от дополнительно оказываемых услуг собственникам помещений (т.е.
тех, которые не входят в список основных услуг, оказываемых товариществом своим членам без взимания дополнительной платы (установка входных дверей, проведение ремонтных работ в квартире и т.д.)).
Членство в ТСЖ формирует сознание активных собственников, а значит, жильцы будут бережнее относиться к своему дому.
Принимая общие решения, вы, наконец, познакомитесь со своими соседями. А это полезно, в том числе с точки зрения безопасности.
Если вы проживаете в новостройке, то грамотное управление ТСЖ позволит еще много лет не задумываться о КР, открыть спецсчет для накопления взносов на капремонт.
Членство в ТСЖ позволяет перейти от решения проблем обеспечения жизнедеятельности дома к задачам улучшения качества и комфорта проживания.
Главное преимущество ТСЖ — при правильном выборе правления ТСЖ вы не только сами решаете, сколько средств вы будете тратить на обслуживание своего дома, но также можете быть уверены, что эти средства пойдут на решение проблем именно вашего дома.
Читайте статью «Как создать Товарищество собственников жилья»
Управление МКД управляющей организацией
Способы управления МКД завершает управление УО (управляющей организацией).
Для признания способа управления МКД управляющей организацией необходимо соблюдение следующих условий:
- собственники приняли решение о выборе способа управления МКД — управление УО;
- выбрали конкретную управляющую организацию;
- утвердили на собрании проект договора управления (с существенными условиями);
- собственники, обладающие более чем 50% от общего числа собственников в данном доме, заключили с избранной УО договор управления МКД (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ);
- в течение 30 дней УО приступила к исполнению обязательств, если иной срок не указан в договоре управления МКД (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ).
УО — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или ИП, которые осуществляют деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса).
УО — коммерческая организация, главной целью которой является извлечение прибыли от оказания услуг и (или) выполнения работ при управлении МКД.
Существуют следующие особенности управления УО (ч. 6.2, 13 ст. 155, ч. 1 ст. 157, ч. 2.3, 10, 10.1, 11 ст. 161, ч. 7, 10, 11 ст. 162 ЖКРФ):
Во-первых, УО несет ответственность перед собственниками:
- за оказание услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание ОИ;
- за предоставление КУ в зависимости от уровня благоустройства дома.
Во-вторых, УО обязана приступить к выполнению договора управления не позднее чем через 30 дней со дня его подписания.
В-третьих, УО получает плату за предоставленные КУ и осуществляет расчеты с РСО за поставленные коммунальные ресурсы и водоотведение, с региональным оператором за оказание услуг по обращению с ТКО.
В-четвертых, УО вправе давать предложения ОСС по перечню работ и услуг (управление МКД, содержание, текущий и капитальный ремонт ОИ) и по размеру соответствующей платы.
В-пятых, УО обязана отчитываться перед собственниками о выполнении договора управления за предыдущий год ежегодно в течение первого квартала текущего года и размещать отчет в ГИС ЖКХ.
В-шестых, УО обязана размещать в ГИС ЖКХ информацию о деятельности по управлению МКД.
https://www.youtube.com/watch?v=akiTvFm0Ecg
УО несет ответственность за выполнение всех работ и оказание услуг в соответствии с положениями действующего законодательства и условиями договора управления. УО вправе осуществлять работы своими силами или с привлечением подрядных организаций и не вправе отказываться от заключения договоров с РСО и региональным оператором по обращению с ТКО (ч. 12 ст.161 ЖК РФ).
УО по своему усмотрению привлекает подрядчиков для выполнения работ. Соответственно, собственники в МКД не наделены полномочиями по выбору подрядчиков и определению условий, на которых привлекается та или иная подрядная организация.
Управлять МКД может только одна УО (ч. 9 ст.161 ЖК РФ).
В последнее время появилась возможность перехода собственников помещений на прямые договоры с РСО.
Авторы: О.Е. Фролова, С.С. Сохранов, С.А. Яременко и др.
М.: Редакция «Российской газеты», 2017
Способы управления МКД: инфографика
Видео:5 обязанностей управляющей компании, о которых она умалчиваетСкачать
Непосредственное управление
Эффективное управление многоквартирным домом призвано создать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, обеспечить оптимальное содержание общего имущества. Если руководство МКД осуществляется при прямом участии жильцов, им стоит знать, что такое непосредственное управление многоквартирным домом, в чем заключаются его особенности, каковы плюсы и минусы этого варианта.
При непосредственном руководстве МКД собственники квартир заключают договора по обслуживанию и ремонту дома на основании решений общего собрания жильцов. Такой способ управления позволяет им вступать в правоотношения с ресурсоснабжающими компаниями (РСО) – организациями, обеспечивающими поставку газа, воды и электричества.
Непосредственная форма управления многоквартирным домом – это способ, позволяющий собственникам помещений договариваться с подрядчиками о поддержании оптимального состояния дома.
Если речь идет о юридической стороне вопроса, каждый жилец помещения от своего имени заключает договор на поставку ресурсов.
Организация, которая содержат и проводит ремонт в доме, обеспечивает водоотведение, отопление, электро- и газоснабжение, ответственна перед собственниками помещений в МКД за выполнение своих функций. Эти положения установлены Правительством РФ, выражены в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и содержатся в заключаемых договорах.
Минимальное количество квартир
Переход на непосредственное управление многоквартирным домом регулирует ст. 164 Жилищного кодекса РФ. Возможность такого руководства – гарантия полноценного функционирования общежития граждан.
Как показывает практика, в основном собственники жилья напрямую взаимодействуют с поставщиками услуг в сельской местности. В таких условиях часто не предусмотрена масштабная многоквартирная застройка.
В сооружениях, где количество квартир менее 12, владельцы жилплощади освобождаются от необходимости заключать дополнительный договор со сторонними подрядчиками, которые будут предоставлять услуги по ремонту и поддержанию нормального состояния МКД.
Если в доме насчитывается более 12 квартир, осуществление некоторых процедур усложняется. Для одобрения решения нужно собрать более 50% всех владельцев жилья. Только тогда их волеизъявление можно считать легитимным.
Читатели юридических порталов часто интересуются, сколько квартир должно быть в доме для непосредственного управления. Этот нюанс регулирует ст. 161 ЖК РФ. Чтобы жители МКД могли воспользоваться обслуживанием напрямую, в здании должно быть не меньше 13 квартир, но и не больше 30.
Руководство домом осуществляется всеми собственниками жилплощади в личном порядке или через посредника. Последний может не проживать в МКД, где предусмотрена непосредственная форма руководства.
https://www.youtube.com/watch?v=qdwJJgbjwhA
Оптимальный вариант обслуживания дома – управление МКД до 30 квартир. Большее количество жильцов сложно привлечь к участию в собрании. Еще труднее достигнуть согласия.
Преимущества и недостатки непосредственного управления
Непосредственная форма обслуживания – одна из самых старых и эффективных. Чтобы обеспечить своевременный и качественный уход за МКД, жителям нужно координировать действия и через уполномоченного представителя заключать договоры с подрядчиками.
Стоит обсудить сильные и слабые стороны этого варианта эксплуатации МКД. Так, управление собственниками помещений в многоквартирном доме связано с рядом преимуществ:
- Выполнение оплаты коммунальных услуг напрямую фирмам, которые их предоставляют.
- Прозрачные расчеты.
- Задолженность граждан не касается остальных жителей.
- Дополнительные услуги предоставляются согласно уплаченной сумме.
- Обслуживающие организации расходуют средства на работы, предусмотренные в договоре, что значит, деньги используются рационально.
Система управления эффективна лишь при активной позиции жителей дома.
Минусы непосредственного обслуживания:
- Представитель собственников берет на себя руководство. Обычно это бесплатно, зато забот у него более чем достаточно.
- Отсутствие возможности получить средства на социальные программы: капремонт, обустройство детской площадки и так далее.
- Расходы на внесение улучшений – наем консьержа, благоустройство подъезда и прочее – ложатся на плечи добровольцев. Несогласные лица могут отказаться от оплаты нововведений.
- Если в составе МКД есть муниципальное жилье, на собрание приглашаются наймодатели, имеющие аналогичные с жителями права при ании.
Прежде чем перейти к этой форме управления, нужно внимательно изучить перечисленные минусы и плюсы.
Как перейти на непосредственное управление МКД
При переходе к новому виду обслуживания нужно соблюдать процедуру. Её можно разделить на три этапа:
- Формирование инициативной группы.
- Проведение общего собрания собственников (ОСС) жилья. На нем обсуждаются вопросы относительно формы управления, проводится обязательное ание, избирается председатель совета дома.
- Выбор организаций, который будут обслуживать МКД. В течение года нужно заключить прямые договоры с монополистами, подрядчиком.
Если выбранный способ руководства не реализован жильцами в течение года, городские власти обязаны искать дому управляющую компанию.
Инициативная группа
Чтобы дело получило развитие, нужна инициатива. Не является исключением из правила и процедура организации управления домом. Среди жильцов всегда есть лица, готовые представлять интересы остальных собственников квартир. Они составляют так называемый координирующий центр.
Группа создается по списку владельцев квартир. Параллельно проводятся агитационно-разъяснительные работы, привлекается как можно больше жильцов.
Информировать о подобных мероприятиях лучше письменно на щите у подъезда. Самый эффективный метод – обход собственников.
Инициативная группа выбирает по 1-2 представителя из каждого подъезда, готовых организовать процесс и придерживаться условий работы. Эта группа сообщает остальным жильцам суть вопроса, объявляет, где и когда состоится первое ОСС.
Собрание собственников
Чтобы форма обслуживания дома была утверждена, нужно зафиксировать волю собственников. Для этого организовывается собрание жильцов или заполнение анкет с перечнем вопросов. Кворум для мероприятия – не менее половины собственников МКД.
Основные пункты, обсуждаемые на ОСС:
- Подтверждение общего согласия на переход к непосредственному управлению.
- Выбор кандидатуры официального представителя.
- Формирование представительского органа.
- Заключение договоров на обслуживание.
Данная стадия является основной при переходе на новый вид управления домом.
https://www.youtube.com/watch?v=WHLfBkiHxEk
Интересы владельцев квартир в доме в отношениях с третьими лицами может представлять один из собственников помещения в МКД. Изменения в прошлом году также закрепили, что выполнять эту функцию способно лицо, уполномоченное письменной доверенностью по одобрению большинства жильцов.
Выбор обслуживающих фирм
Чтобы непосредственное управление начало действовать, в соответствии со ст. 164 ЖК РФ, нужно заключить соглашение с компаниями-подрядчиками, которые переймут обязанности, направленные на содержание и ремонт недвижимого имущества. Это – важнейший этап при переходе на новую форму руководства.
Если обслуживающая организация многоквартирного дома не найдена, способ управления не актуален.
Для успешного оформления соглашения нужно подготовить:
- протокол, содержащий желание жильцов перейти на непосредственное руководство МКД;
- протокол, в котором указаны данные лица, ответственного за переговоры с обслуживающими фирмами;
- технический паспорт дома;
- заявление на имя руководителя организации с просьбой о заключении прямого договора;
- заверенные нотариусом доверенности.
На общем собрании жильцы обсуждают, как выбрать обслуживающую организацию.
Нюансы непосредственного управления МКД
Важный этап при осуществлении непосредственного обслуживания жильцами дома – заключение договоров с РСО. Об этом говорится в постановлении Правительства РФ № 354. В нормативно-правовом акте закреплено, как и в каком количестве поставляются коммунальные услуги от подрядчиков, если с ними достигнуто соглашение от лица владельцев при непосредственном управлении МКД.
За перебои в электро-, газо- и водоснабжении ответственность несут именно подрядчики или субподрядчики, с которыми заключен договор.
Для непосредственного управления характерны особые взаимоотношения между жильцами и РСО. Договор заключает каждый собственник от своего имени, большинство лиц как единая сторона или владелец квартиры, уполномоченный на представительство.
Непосредственное обслуживание позволяет забыть о проблемах с расчетными центрами и УК. Привлекая подрядные организации и обеспечив реальную деятельность совета дома, управление будет максимально эффективным. При этом более рационально используются средства на содержание недвижимости.
Если в МКД 100 и больше квартир, прямое управление многоквартирным домом не допустимо. Количество жильцов в доме пропорционально поступающим от них требованиям относительно обслуживания МКД.
Возникает огромное количество дополнительных задач, решение которых достаточно трудно контролировать. Вероятность достигнуть соглашения со всеми жильцами слишком мала.
В подобных условиях целесообразнее создавать ТСЖ.
ЖК РФ Статья 164. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Одним из способов может стать непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, в случае если количество квартир в МКД составляет не более чем тридцать!
1.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
2.
Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
3.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.
Видео:Заполнение журнала регистрации инструктажа на рабочем местеСкачать
Журнал «Управление Многоквартирным Домом» о системе «СТРИЖ»
Журнал, посвященный проблемам и решениям в сфере ЖКХ — «Управление Многоквартирным Домом», разместил статью, в которой описаны основные проблемы, социальные и экономические предпосылки диспетчеризации счетчиков ЖКУ.
Также были раскрыты преимущества диспетчеризации счетчиков и произведен анализ существующих технологий диспетчеризации (проводных и беспроводных: GSM, ZigBee/M-Bus), среди которых система «СТРИЖ» является уникальным, простым и удобным решением, позволяющим сокращать расходы на эффективном управлении ресурсами ЖКХ.
Описание проблемы
Индивидуальные приборы учета воды, электро энергии, тепла и газа расположены внутри квартиры и являются собственностью хозяина, поэтому никто, кроме жильцов, не имеет к ним доступа. Существуют традиционные способы учета услуг ЖКХ:
- физический обход квартир и снятие показаний приборов учета;
- удаленный запрос показаний потребления услуг ЖКХ у жильцов;
- нормативный расчет потребления с последующим перерасчетом по фактическим данным.
Перечисленные подходы не дают возможности сверить показания, передаваемые жильцами, с фактическими показаниями счетчиков.
https://www.youtube.com/watch?v=WrAMlFTOv_8
Отсутствие контроля может вести к систематическому занижению показаний некоторыми жильцами. В результате, возникают дисбалансы и различия между показаниями общедомовых счетчиков с суммой показаний квартирных счетчиков, что обусловливает рост общедомовых потерь.
Социальные предпосылки диспетчеризации счетчиков ЖКУ
Во многих многоквартирных домах индивидуальные счетчики установлены не во всех квартирах. Это ведет к дисбалансу в начислениях между группой жильцов, у которых счетчики установлены, и группой жильцов у которых счетчики не стоят.
Так нестыковки показаний и общедомовые потери прямо или косвенно перекладываются на жильцов квартир без счетчиков. В результате, жильцам квартир без счетчиков за воду начисляются платежи в разы больше, чем жильцам квартир со счетчиками.
Учитывая, что жильцы квартир, оснащенных счетчиками, могут намеренно занижать их показания, разница платежей увеличивается еще больше. Описанная ситуация ведет к росту недовольства услугами управляющей организации со стороны жильцов квартир без счетчиков.
Считая повышенные начисления за ЖКУ несправедливыми, они могут обращаться с жалобами в надзорные органы, что осложняет работу управляющей организации.
Главный инженер крупной управляющей компании в Москве делится опытом: после оснащения некоторых домов обслуживаемого жилого фонда системой сквозной диспетчеризации услуг водоснабжения на уровне каждой квартиры, потери из-за занижения данных жильцами сократились на 80 куб. м горячей воды в месяц (это 500 тыс. руб. в год по тарифам Москвы). Система также позволила многократно сократить аварийность и ущерб благодаря оперативному выявлению внештатных ситуаций. Общая экономия, по оценкам главного инженера, составляет более 1 млн руб. ежегодно на 200-квартирный дом.
Помимо риска занижения жильцами данных потребления, при передаче показаний счетчиков существует опасность возникновения внештатных аварий как на внутриквартирных, так и на общедомовых коммуникациях.
Для предотвращения аварий и злоупотреблений необходим механизм сквозного контроля ресурсов и услуг ЖКХ на уровне дома и каждой квартиры.
Система сквозной диспетчеризации позволяет оперативно выявлять аварии и оповещать эксплуатирующие службы для устранения, а сквозной учет – определять вмешательство в работу счетчиков со стороны жильцов для назначения внеплановых поверок.
Наш сотрудник живет в многоквартирном доме в Москве. В его квартире не были установлены счетчики воды. За период с 1 июля 2012 г. по 31 января 2013 г. ему было начислено за услуги ГВС и ХВС более 100 тыс. руб. Эта сумма во много раз превышает нормативные начисления или начисления по показаниям счетчиков. В результате общения с управляющей компанией жилец выяснил, что в доме было несколько квартир без счетчиков, на которые списывались все потери и недостачи в балансе воды. Жилец инициировал судебное разбирательство, чтобы установить правомерность такого подхода к начислениям.
Преимущества диспетчеризации счетчиков ЖКУ
Система автоматизированного сбора показаний со счетчиков ЖКХ позволяет:
- автоматизировать процесс сбора показаний приборов учета ЖКХ и исключить субъективный фактор – случайные ошибки и умышленные занижения;
- вести подробную статистику показаний счетчиков каждого абонента, настроить выгрузку данных в 1С или другую систему;
- получать оповещения о внештатных ситуациях, таких как аварии, вмешательства в работу счетчиков, неисправность счетчиков; осуществлять сквозной учет ресурсов и услуг ЖКХ на уровне как дома, так и каждой квартиры; автоматизировать начисление квитанций за потребленные услуги ЖКХ;
- наладить передачу фактических данных потребления жильцов в расчетно-кассовый центр для выставления счетов;
- сократить штат обходчиков и бухгалтеров; обеспечить круглосуточный доступ к подробной статистике потребления ресурсов и услуг ЖКХ каждой заинтересованной стороны – жилец, управляющая организация, ресурсосбытовая компания, муниципалитет; сделать процесс формирования начислений прозрачным и понятным для потребителя ЖКХ.
Диспетчеризация ведет к существенной экономии за счет предотвращения потерь, злоупотреблений и сокращения расходов на персонал. Экономия может составлять 1 млн руб. на дом в год и более.
Анализ существующих технологий диспетчеризации счетчиков ЖКУ
Существует множество подходов и технологий по построению систем автоматического сбора показаний со счетчиков ЖКХ. Для правильного выбора важно понимать преимущества и недостатки каждой технологии и каждого подхода. Ниже приведены основные технологии:
- Проводное соединение. Каждый счетчик подключается к концентратору по проводу. Этот подход наименее подходит для организации систем диспетчеризации, так как для оборудования одного многоквартирного дома требуется прокладка километров проводов. Со временем провода могут растягиваться, истончаться и рваться. Система постепенно выходит из строя, и установить место обрыва чрезвычайно сложно. Система на проводах получается очень дорогой и ненадежной, невозможно найти примеры работоспособных внедрений;
- GSM/3G. Счетчики в одной квартире подключаются к GSM-модему. К преимуществам можно отнести обширное покрытие сотовых сетей. Недостатком является необходимость подключения системы к электричеству, поскольку в местах расположения счетчиков электросеть может отсутствовать. Кроме того, система получается дорогой, порядка 30 тыс. руб. на квартиру;
- ZigBee/M-Bus. К счетчикам в квартире подключаются автономные модемы, которые передают данные на концентратор в радиусе 30 м. Данные технологии получили распространение в европейских странах несколько лет назад, поэтому многие европейские производители продают данное оборудование в России. Преимущества – широкий выбор решений, относительная дешевизна. Недостатки – низкая проникающая способность радиосигнала, фактически меньше 5 м, ведет к необходимости покупки ретрансляторов и концентраторов. В связи с низкой дальностью и надежностью в Европе отказываются от данных технологий;
- «СТРИЖ». К квартирным и общедомовым счетчикам подключаются автономные модемы, которые работают от батареи до 10 лет и передают показания по радиоканалу на 10 км и более. Технология является наиболее современной. Система использует радиопротокол передачи данных, основанный на принципе сверхузкополосной модуляции сигнала. Она дешевле любых аналогов и проста в подключении и обслуживании.
УК «MCG Management» установила систему диспетчеризации ресурсов ЖКХ на базе телематической системы «СТРИЖ». Проект был реализован в многофункциональном 60-этажном комплексе, башне Imperial Tower в Москва-Сити, с целью автоматизации сбора показаний приборов учета электрической энергии, горячей и холодной воды. УК довольна достигнутыми результатами и планирует дальнейшее использование системы «СТРИЖ» в диспетчеризации других зданий.
Система «СТРИЖ»
Система «СТРИЖ» построена по принципу «10 – 10 – 10», т. е.:
- 10 лет работы модема от встроенной батарейки;
- 10 км – дальность передачи сигнала до базовой станции;
- в 10 раз дешевле существующих аналогов.
В основе системы «СТРИЖ» лежит автономный радиомодем, который подключается к счетчику ЖКХ посредствам импульсного или цифрового RS485 интерфейса и передает показания на базовую станцию.
https://www.youtube.com/watch?v=G7lm2JkQTWQ
Уникальные характеристики системы «СТРИЖ» достигаются благодаря использованию одноименного протокола радиосвязи собственной разработки.
Передача данных осуществляется на нелицензируемой частоте 868 МГц по уникальному алгоритму, в результате чего получается радиосигнал с высокой проникающей способностью.
Модемы «СТРИЖ» передают данные даже из подвалов и помещений, где отсутствует покрытие GSM.
Пользователь получает доступ к подробной почасовой статистике по каждому подключенному счетчику ЖКХ на личной странице в Интернете. Можно настроить выгрузку данных в 1С или другую систему. Простая установка и эксплуатация системы.
Преимущества системы «СТРИЖ» подтверждаются десятками реализуемых проектов в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Чернушке, Новокуйбышевске, Бикине и др.
Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
В продолжение статьи:
Выгодно ли ставить счетчики на воду
Большой ОДН на воду: причины и методы снижения
Точку в истории высокого ОДН поставят счетчики воды с удаленной передачей показаний
Видео:Договор управления многоквартирным домомСкачать
Как УО и ТСЖ общаться с жителями МКД согласно ПП РФ № 331
Общение управляющих организаций и ТСЖ с собственниками и пользователями помещений в МКД становится всё более тесным и открытым. И это хорошо. Обсудим, как УО и ТСЖ наладить взаимодействие с жителями дома, чтобы не нарушить ПП РФ № 331.Какую информацию и где раскрывать УО согласно ПП РФ № 331
Откройте представительство
С 1 марта 2019 года у всех управляющих организаций должно появиться представительство, чтобы жители МКД могли обратиться за решением своей проблемы в УО лично. Обратите внимание, это касается только управляющих организаций, ТСЖ открывать представительство не нужно.
Что такое представительство? Согласно пункту «к» ПП РФ № 331 УО должна обеспечить жителям МКД возможность личного обращения. Сделать это можно будет в действующем офисе УО или, если у УО заключен соответствующий договор, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг. Вот это и называют представительством управляющей организации.
Представительство должно располагаться в пределах внутригородского района в городском округе с внутригородским делением либо внутригородской территории города федерального значения, на территории которого находятся дома под управлением УО.
В представительстве директор УО или уполномоченное лицо УО будут вести приём собственников и пользователей помещений в МКД, предоставлять оперативные ответы на их вопросы, оказывать любую другую помощь собственнику или пользователю помещения в МКД по вопросам, связанным с управлением МКД.
Управляющей организации нужно будет сообщить жителям МКД дни и часы приёма в представительстве. Приём должен устраиваться не реже одного раза в месяц.
Записаться на приём жители МКД смогут прямо в представительстве УО, по телефону управляющей организации или в ГИС ЖКХ. Если житель МКД не записался на приём заранее, его примут только после того, как пообщаются с записанными на приём собственниками и пользователями помещений.
Записывая жителя дома на приём, сотрудник представительства УО выясняет, есть ли от обратившегося заявки в аварийно-диспетчерскую службу, статус рассмотрения и результат выполнения таких заявок.
После сотрудник вносит эти сведения, а также дату приёма, должность лица, проводящего приём, в журнал личного приёма. Копия записи в журнале личного приёма отдаётся обратившемуся жителю МКД. После приёма результат нужно зафиксировать в журнале личного приёма.Новые правила работы аварийно-диспетчерской службы в МКД
Соблюдайте сроки ответа на запросы
Мы уже рассказывали какую информацию о своей деятельности и где управляющие организации должны раскрывать, согласно ПП РФ № 331. Для ТСЖ ещё предстоит такой разбор. Сегодня расскажем о сроках ответа на запросы жителей МКД.
https://www.youtube.com/watch?v=akiTvFm0Ecg
УО и ТСЖ не могут ограничивать жителям дома доступ к раскрываемой информации и обязаны обеспечить сохранность раскрываемой информации в местах её размещения. Если данные больше не актуальны, носитель с ними можно выбросить.
https://www.youtube.com/watch?v=6L0MzsDtWXM
Информацию собственникам и пользователям помещений в МКД УО предоставляет по запросу в определённые сроки.
Не позднее чем на следующий день после получения запроса нужно предоставить данные, которые УО и ТСЖ размещают на стендах, досках объявлений, вывесках и ГИС ЖКХ.
Если вы посчитаете, что запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределённого круга лиц и раскрыта должным способом и в необходимом объёме, и она актуальна на день обращения, вы можете не распечатывать сведения заново, а просто сообщить место, где они размещены.
Не более трёх рабочих дней после поступления запроса отводится для предоставления письменной информации за запрашиваемые потребителем периоды о помесячном количестве потреблённых коммунальных ресурсов по показаниям ОДПУ, суммарном объёме КУ, потреблённых в жилых и нежилых помещениях в МКД, количестве КУ, рассчитанных по нормативам, объёмах ОДН.
В эти же сроки выдаются:
- сведения о показаниях ОДПУ за период не более 3 лет со дня снятия показаний;
- копия акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя помещения в МКД, ОИ в МКД;
- копия акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ;
- копия акта проверки предоставления КУ ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Если житель МКД запросит любую другую информацию, не упомянутую здесь, ориентироваться нужно на сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами. И всё же ответ жителю нужно дать не позднее 10 дней с момента получения запроса.Работа с обращениями граждан в ГИС ЖКХ
Правильно храните запросы
Поступивший в УО или ТСЖ запрос не выбрасывается, а регистрируется и хранится в течение 3 лет со дня его регистрации. Вместе с запросом хранится копия ответа на него.
Есть несколько вариантов, как собственник или пользователь помещения в МКД может отправить запрос в УО:
- почтовым отправлением;
- электронным сообщение на электронную почту УО, ТСЖ;
- в ГИС ЖКХ;
- с нарочным или через консьержа, если услуга консьержа предусмотрена договором управления МКД;
- устно, в том числе на приёме.
Официальный ответ нужно отправить таким же способом, каким был получен запрос, если заявитель не указал другой способ.
Бывает так, что запрос в управляющую организацию или ТСЖ делают сразу несколько человек, не являющихся собственниками или пользователями помещений в МКД. В таком случае ответить им нужно в течение 30 календарных дней со дня регистрации обращения.
Срок рассмотрения запроса можно продлить, но не более чем на 30 календарных дней, если для подготовки ответа требуется дополнительная информация от иных лиц. Главное – уведомить заявителя о продлении срока рассмотрения заявки.
Такое уведомление, обязательно с указанием причин продления, УО или ТСЖ направляет заявителю до истечения 30-дневного срока рассмотрения обращения в ГИС ЖКХ или в письменном виде, но так, чтобы можно было установить дату отправки или подтвердить факт получения.
Чтобы упростить и систематизировать работу управляющих организаций с заявками и обращениями жителей домов, мы разработали удобный сервис «АДС на 100%». Он поможет правильно выстроить ежедневную деятельность диспетчерской и систематизирует переписку компании с клиентами. Извините, произошла ошибка.
🎥 Видео
УК не подаст в СУД за ДОЛГИ I Почему? ответ в видео.Скачать
Журналы регистрации кадровых документов - Елена А. ПономареваСкачать
Какие должны быть журналы регистрации и как их прошить - Елена А. ПономареваСкачать
Заполнение журнала регистрации НС и ПВСкачать
Размещение информации о многоквартирном доме в ГИС ЖКХСкачать
Как заполнять журнал вводного инструктажаСкачать
ШКОЛА ЖКХ/Как правильно написать заявление в УК и ТСЖСкачать
Содержание общего имущества в многоквартирном домеСкачать
Договор управления многоквартирного дома: чей интерес? ПродолжениеСкачать
Как заполнить журнал регистрации вводного инструктажаСкачать
Журнал регистрации инструктажа - ГенлайнСкачать
Заполнение журнала регистрации вводного инструктажа. Видеоинструкция по охране труда.Скачать
Как заполнить журнала инструктажа на рабочем местеСкачать
Как УК обязана отчитываться за деньги собственников?Скачать
Заполнение журнала учета качества предстерилизационной обработкиСкачать
Коммунальные услуги в МКД. Часть 1.Скачать
Проблемные вопросы управления МКДСкачать