АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
/ Энциклопедия / Термин, определение и понятие
Руководители ликвидации чрезвычайной ситуации (РЛЧС) – это руководители аварийно-спасательных служб (АСС), аварийно-спасательных формирований (АСФ), прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия РЛЧС и исполняют их до прибытия РЛЧС, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Руководители ликвидации чрезвычайной ситуации
Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
- Полномочия
- Права
- Рлчс в пожарной охране
- Аттестация (сдача) на РЛЧС
- Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях
- Основные законодательные акты по организации проведения АСДНР
- Они включают:
- Они включают:
- В законе даны и другие понятия:
- Командир формирования и его штаб заблаговременно разрабатывают план приведения формирования в готовность. В плане предусматривается:
- Задачи медицинского обеспечения:
- 🔍 Видео
Полномочия
Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
- о проведении эвакуационных мероприятий;
- об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о проведении аварийно-спасательных работ (АСР) на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;
- об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
- о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;
- об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных АСФ, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР;
- о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению АСР;
- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.
Права
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители АСС, АСФ имеют право на полную и достоверную информацию о ЧС, необходимую для организации работ по их ликвидации.
В случае технологической невозможности проведения всего объема АСР руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке АСР в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах ЧС людей.
Рлчс в пожарной охране
В пожарной охране руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации является старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, аттестованное на право ведения АСР, прибывшее первым на место ЧС в составе подразделения пожарной охраны и принявшего на себя полномочия РЛЧС.
Видео:Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуацииСкачать
https://www.youtube.com/watch?v=RbL47jkKQaI
Принятие старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны на себя руководства ликвидацией ЧС обязательно, если не обеспечивается управление силами и средствами на месте ликвидации ЧС.
Первое указание прибывшего к месту ЧС старшего оперативного должностного лица пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства ликвидацией ЧС, о чем делается запись в журнале пункта связи гарнизона (подразделения пожарной охраны) и документах оперативного штаба на месте ЧС (при его создании).
Чрезвычайные ситуации природного характера
РЛЧС при передаче руководства ликвидацией ЧС старшему оперативному должностному лицу пожарной охраны должен доложить об оперативно-тактической обстановке, сложившейся на месте ЧС, а также проведении АСР и других неотложных работ.
При прибытии к месту ЧС РЛЧС осуществляется руководство ликвидацией ЧС до прибытия РЛЧС, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенного органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных ЧС.
При прибытии подразделения пожарной охраны к месту ЧС РЛЧС проводятся следующие мероприятия:
- сообщение диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информации о прибытии к месту ЧС;
- оценка обстановки на месте ЧС по внешним признакам (общая обстановка на месте ЧС, место и размеры зоны ЧС по информации на момент прибытия, наличие людей в зоне ЧС, вид ЧС);
- оценка информации, полученной от руководителя и должностных лиц организаций, осуществляющих встречу подразделения пожарной охраны, очевидцев и других лиц на месте ЧС;
- уточнение сведений о завершении эвакуации людей из зоны ЧС, а также о возможных местах нахождения оставшихся в зоне ЧС людей, в том числе об их состоянии;
- сообщение информации диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) о достаточности сил и средств на месте ЧС, о необходимости вызова на место ЧС дополнительных подразделений и служб жизнеобеспечения.
РЛЧС, исходя из основных условий определения решающего направления при проведении АСР на месте ЧС, отдает личному составу подразделения пожарной охраны следующие команды:
- на подготовку имущества, оборудования и снаряжения, необходимого для проведения АСР и других неотложных работ;
- на проведение разведки ЧС.
После выполнения личным составом указанных команд РЛЧС должен сообщить диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информацию о начале проведения разведки ЧС и составе группы разведки ЧС.
Подробнее о том, кто такой руководитель тушения пожара
читайте в материале по ссылке >>>
Аттестация (сдача) на РЛЧС
Аттестация на право осуществления руководства ликвидацией чрезвычайных ситуаций проходит в соответствии с установленным Порядком (приказ МЧС России № 450 от 20.10.2017).
Для проведения аттестации создаются следующие аттестационные комиссии:
- аттестационная комиссия МЧС России, которую возглавляет Министр МЧС России или один из его заместителей;
- аттестационная комиссия территориального пожарно-спасательного гарнизона, которую может возглавлять начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации или один из его заместителей;
- аттестационная комиссия местного пожарно-спасательного гарнизона (далее – МПСГ), ее возглавляет начальник соответствующего МПСГ (должностное лицо федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Для подготовки к аттестации на право осуществления руководства ликвидацией чрезвычайных ситуаций или разработки билетов (тестов)
скачивайте типовые вопросы и задачами с ответами на них по ссылке >>
Источники:
Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях
Видео:Видеолекция Способы ведения аварийно-спасательных работСкачать
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) при чрезвычайных ситуациях различного характера будут проводиться в сложной обстановке, в условиях полных и сильных разрушений, сплошных завалов, пожаров, заражения атмосферы и местности, возможного затопления.
Вначале напомним отдельные понятия и положения, рассмотренные в предыдущих разделах лекции.
В системе общегосударственных оборонных мероприятий РФ важная роль принадлежит ГО, целью которой является защита населения, материальных и культурных ценностей и объектов от современных средств нападения противника, а также проведение АСДНР в очагах поражения (зонах ЧС) и зонах заражения.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) предназначена для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время.
Руководство ГО и РСЧС, исходя из современных требований, предъявляемых к их подготовке, должно уметь в короткие сроки организовать АСДНР и управлять подчиненными силами в сложной и экстремальной ситуации.
Основные законодательные акты по организации проведения АСДНР
Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 г.
№ 28-ФЗ «О гражданской обороне» определил, что в числе основных задач в области ГО являются: проведение АСДНР в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; ведение разведки, организация и проведение санитарной обработки населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 21 февраля 1994 г.
№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» под ликвидацией ЧС понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, предотвращение действия характерных для них опасных факторов.
Федеральный закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» определяет составные части этих работ раздельно:
Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных, оказания им первой помощи и эвакуации в безопасные районы.
Они включают:
· разведку маршрутов выдвижения и участков (объектов) работ;
· локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках (объектах) работ;
· розыск и извлечение пострадавших из-под завалов и других опасных мест;
Видео:Обязанности руководителя тушения пожара в ходе проведения боевых действий по тушению пожаровСкачать
· вскрытие заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
· подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденными фильтрационными системами;
· оказание первой помощи пораженным и их доставка в лечебные учреждения;
· эвакуацию населения из опасных зон (районов);
· санитарную обработку людей, специальную обработку техники, территорий, сооружений и др.
https://www.youtube.com/watch?v=t9411tUdrpo
Спасательные работы организуются в сжатые сроки и проводятся непрерывно.
Они считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им необходимой помощи и ликвидации угрозы новых ЧС.
Неотложные работы при ликвидации ЧС – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Неотложные работы при ликвидации ЧС имеют целью создать условия для проведения спасательных работ, обеспечения жизнедеятельности населения.
Они включают:
· прокладывание колонных путей, устройство проездов (проходов) в завалах;
· локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;
· ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей с целью обеспечения аварийно-спасательных работ;
· укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению аварийно-спасательных работ;
· ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений;
· первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
· поиск, опознание и социальная защита пострадавших.
В законе даны и другие понятия:
Видео:Пожарная безопасность и ГОЧС. Изменения 2022Скачать
Аварийно-спасательные формирования – это структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, оснащенная специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Аварийно-спасательные средства – это техническая продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, имущество и материалы, методические видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.
Силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, вида применяемого оружия и масштаба военных действий.
В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность ведения АСДНР.
В планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС и в планах ГО по защите населения предусматривается создание группировки сил и средств для ликвидации ЧС, а также при ведении военных действий.
В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности общего назначения, а также специальные формирования для обеспечения АСДНР.
Основу группировки сил составляют аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, специально предназначенные для решения задач в области ГО и ЧС (рассматривались в предыдущих разделах лекции).
Командир формирования и его штаб заблаговременно разрабатывают план приведения формирования в готовность. В плане предусматривается:
· порядок оповещения формирования в рабочее и нерабочее время;
· место и сроки сбора личного состава, выдачи ему табельного имущества и других средств;
· порядок выдвижения и срок прибытия в район сбора или проведения работ;
· порядок управления формированием в период сбора, приведения его в полную готовность и выдвижения в район сбора или район работ;
· организация комендантской службы;
· порядок материального и технического обеспечения.
Обеспечение действий сил ГО и РСЧС при проведении АСДНР – это комплекс мероприятий, организуемых и осуществляемых с целью создания условий для успешного выполнения поставленных задач.
Основными видами обеспечения являются: разведка, радиационная и химическая защита; инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное, транспортное и медицинское обеспечение; комендантская служба и охрана общественного порядка.
Разведка – комплекс мероприятий проводимый органами управления ГО и РСЧС по сбору, обобщению и изучению данных о состоянии природной среды и обстановки в районах аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также на участках и объектах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Видео:Все о пожарной безопасности гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций организаций в 2024Скачать
Радиационно-химическая защита организуется с целью максимального снижения потерь населения и обеспечения безопасного выполнения задач силами ГО и РСЧС в условиях радиационного и химического заражения.
Инженерное обеспечение – это комплекс инженерных мероприятий, направленных на предотвращение разрушений, защиту населения и обеспечение действий сил ГО и РСЧС при проведении ими спасательных и других неотложных работ.
Противопожарное обеспечение действий сил организуется и осуществляется с целью создания условий для выполнения спасательных и других неотложных работ сопровождаемых пожарами.
Дорожное обеспечениеорганизуется с целью создания условий для беспрепятственного маневра силами и средствами при ликвидации аварий, своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавшего населения.
Гидрометеорологическое обеспечение организуется с целью всесторонней оценки элементов погоды, оценки их возможного влияния на действия сил ГО и РСЧС и проведению мероприятий по защите населения.
Техническое обеспечение организуется с целью поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой для ликвидации ЧС.
Метрологическое обеспечение проводится с целью поддержания в постоянной готовности техники и различных видов аппаратуры и приборов состоящих на оснащении сил ГО и РСЧС.
Материальное обеспечение действия сил ГО и РСЧС организуется с целью бесперебойного снабжения их материальными средствами, необходимыми для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, жизнеобеспечения личного состава, пострадавшего и эвакуируемого населения.
Транспортное обеспечение организуется с целью своевременного вывоза эвакуируемого населения, доставки сил и средств ГО и РСЧС к местам работы и размещения, вывоза из районов материальных ценностей.
Медицинское обеспечение организуется с целью своевременного оказания медицинской помощи пострадавшим, их эвакуации, лечения, предупреждения возникновения и распространения среди личного состава аварийно-спасательных подразделений и населения инфекционных заболеваний.
Задачи медицинского обеспечения:
• Организация медицинской разведки, лабораторного контроля за зараженностью радиоактивными отравляющими веществами, бактериальными средствами объектов внешней среды, продовольствия, воды.
• Проведение санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий среди личного состава сил ГО и РСЧС и населения в районах ЧС.
• Выявление и изоляция инфекционных больных, организация карантина в очагах бактериального заражения и эпидемий.
• Оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения.
• Подготовка формирований лечебных учреждений к действиям в ЧС.
• Снабжение аварийно-спасательных подразделений и населения медикаментами, медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом.
Организация комендантской службы. Комендантская служба организуется с целью обеспечения организованного и своевременного развертывания органов управления и сил ГО и РСЧС, выдвижения их в исходные районы и к местам проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Видео:1.2 Гражданская оборона и Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных...Скачать
Организация охраны общественного порядка. Охрана общественного порядка организуется начальниками ГО и РСЧС с целью поддержания дисциплины и организованности при возникновении ЧС. Непосредственным организатором охраны общественного порядка является начальник службы охраны общественного порядка.
По всем видам обеспечения разрабатываются планы, которые согласовываются с начальниками органов управления ГОЧС, служб ГО и другими начальниками. При ведении АСДНР в планы вносятся необходимые изменения, уточняются задачи, которые своевременно доводятся до исполнителей.
Подводя итог по данному вопросу, следует отметить, что организация и ведение АСДНР в очагах поражения и районах ЧС является одной из основных и трудных задач, особенно в условиях внезапности.
Сложность мероприятий ГО и РСЧС, необходимость их планирования и осуществления еще в мирное время требует повседневного внимания со стороны руководителей ГО, органов управления ГОЧС всех уровней по вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО и РСЧС к проведению АСДНР, принятию своевременных и обоснованных решений на их проведение (применение), а также всестороннего обеспечения и управления их действиями в очагах поражения и районах ЧС.
🔍 Видео
[Соревнования] Аварийно спасательные работы / [Competitions] Emergency rescue operationsСкачать
РаспоряжениеСкачать
Сревнования по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации ЧС на автомобильном транспортеСкачать
Документы ГОЧС, разрабатываемые в организацияхСкачать
Организация тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в недоступной для дыхания средеСкачать
Безопасное ведение огневых работ на опасных производственных объектахСкачать
Гражданская оборона и защита населения от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС). Разговор с экспертомСкачать
Вводный инструктаж - ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙСкачать
Технология аварийно спасательных работ на высотеСкачать
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах ЧССкачать
Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материаловСкачать
КазУТБ-ХХТиЭ-Тактика спасательных работ-лекция1-русСкачать
КазУТБ-ХХТиЭ-Тактика спасательных работ-лекция2-русСкачать
Ликвидация последствий ДТП. Соревнования по АСР и ликвидации ЧССкачать