Сведения о пожарах и последствиях от них. Форма № 1-ПОЖАРЫ

Содержание
  1. Статистика пожаров в России
  2. Причины возникновения
  3. Официальные показатели
  4. По годам
  5. По видам
  6. Боевая работа подразделений ЧС
  7. Динамика
  8. Об утверждении статистического инструментария для организации МЧС России статистического наблюдения за пожарами и последствиями от них (утратило силу с отчета за январь-март 2009 года на основании приказа Росстата от 23.12.2008 N 322), Постановление Росстата от 16 мая 2006 года №18
  9. Форма N 1-пожары “Сведения о пожарах и последствиях от них”
  10. Раздел 1. Общие сведения
  11. Раздел 2. Основные причины и объекты пожаров
  12. Порядок заполнения и представления формы государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности)
  13. Жар земли: повторятся ли прошлогодние рекордные пожары
  14. В рукопашную с огнем
  15. Зона преткновения
  16. И дым Отечества нам неприятен
  17. Природа не даст расслабиться
  18. Статистика пожаров
  19. Базовые задачи сбора статистической информации
  20. Данные возгораний по объектам различного назначения
  21. Пожарная статистика по миру
  22. Данные по России
  23. Применение статистической информации в различных отраслях
  24. Правила заполнения карточки учета пожара
  25. Учет пожаров и их последствий
  26. Для чего ведется
  27. Чем регламентируется
  28. Общие сведения
  29. Объект пожара
  30. Последствия пожара
  31. Спасение и эвакуация
  32. Развитие и тушение пожара
  33. Силы и средства пожаротушения
  34. Дополнительные сведения
  35. Порядок представления карточки

Статистика пожаров в России

Сведения о пожарах и последствиях от них. Форма № 1-ПОЖАРЫ

Пожары, по каким причинам бы они не возникали, наносят существенный урон населению и стране в целом. Причем независимо от того, повреждена ли социальная инфраструктура, жилые строения или природные богатства.

Ежегодно в России регистрируется порядка 140.000-150.000 возгораний. Естественно, что ущерб от них весьма существенен для бюджета страны. О том, каковы причины возгорания, какая существует статистика пожаров в России на сегодня и как выглядит динамика за последние несколько лет, разберем подробно в данной статье.

Причины возникновения

Так, на 2018 год основными причинами возникновения пожаров в РФ, в количественном выражении, явились следующие причины:

  • Установленные поджоги – 13625 случаев.
  • Неисправность производственного оборудования, а также нарушение технологического процесса производства – в количестве 564 пожара.
  • Нарушение эксплуатации электрооборудования – 41763.
  • Нарушение эксплуатации печей и неисправности в их устройстве – 21934.
  • Из-за неисправности в теплогенерирующих установках – 446.
  • Из-за неисправности газового оборудования и нарушения норм эксплуатации – 1260.
  • По причине неосторожного обращения взрослых с огнем – 37195.
  • Шалости детей с огнем – 1803.
  • Из-за нарушений транспортных средств – 9027.
  • При электрогазосварочных работах – 932.
  • При воспламенении горюче-смазочных материалов из-за некорректной эксплуатации газовых, бензиновые керосиновых устройств – 87.
  • При проведении огневых работ при нагревании двигателя, труб и прочего – 372.
  • От взрывов – 72.
  • По причине некорректного обращения с пиротехническими изделиями – 67.
  • Из-за самовозгорания различных материалов и веществ – 513.
  • От газовых разрядов – 480.
  • По неустановленным причинам – 1555.
  • По другим причинам, которые не относятся ни к одной из вышеперечисленных групп – 1958.

Итого за 2018 год общее количество пожаров составило 131840 единиц.

Официальные показатели

Рассматривая официальные показатели, необходимо учитывать не только виды пожаров, но также изменение их количества по годам. Именно динамика позволяет ориентироваться, насколько эффективные меры реализуются по недопущению возгораний, а также по оперативному реагированию на пожары для того, чтобы уменьшить наносимый ущерб огнем и последствия пожаров.

По годам

Статистика возникновения пожаров в России за период с 2014 по 2019 год свидетельствует о следующем:

  • В 2014 году их было – 150.804.
  • В 2015 – 145.942.
  • В 2016 – 139.475.
  • В 2017 году 132.844 пожара.
  • В 2018 – 131.840 возгорания.

Как видно из приведенной статистики, количество пожаров в России за 5 лет снизилось. Обусловлено это принимаемыми мерами по недопущению возгораний и оперативной работой пожарных частей.

По видам

Что касается статистики по видам, то ситуация выглядит следующим образом:

  • Жилой сектор – 69%.
  • Транспортные средства – 15%.
  • Склады – 3%.
  • Производственные здания – 2%.
  • Административные здания – также 2%.
  • Сельскохозяйственные объекты, включая как сады, так и строения – 2%.
  • Сооружения и установки – 1%.
  • На недостроенных объектах возгорания регистрировались не более – 1%.
  • Подвижной состав железной дороги – 2%.
  • Горные выработки – менее 1%.
  • Прочие – 5%, включая леса и прочее.

Но, если рассматривать редкие лесные воспламенения, то они несмотря на свою немногочисленность, способны оказать самое негативное влияние не только на бюджет страны, но также на ее экологию и запасы ресурсов.

Боевая работа подразделений ЧС

Министерство чрезвычайных ситуаций распределяет свою работу таким образом, что одной из разновидностей их деятельности является пожарная охрана и мероприятия, связанные с ликвидацией возгораний. При этом задействуются воздушные, морские, речные, наземные средства.

На сегодняшний день на территории России функционирует следующее количество сотрудников частей:

  • Всего в Российской Федерации 18111 человек было на 2016 год.
  • В Центральном федеральном округе – 4359.
  • В Северо-западном федеральном округе – 2403 работников.
  • В Южном федеральном округе – 1550 человек.
  • В Северо-Кавказском федеральном округе – 1050 сотрудников.
  • В Приволжском федеральном округе – 3246.
  • В Уральском федеральном округе – 1594 сотрудника.
  • В Сибирском федеральном округе 2806.
  • В Дальневосточном ФО – 1203.

Динамика

Как показывает динамика, на сегодняшний день статистика пожаров начиная с 2013 года уменьшается. Причем это происходит как в России, так и в Москве.

Но если рассматривать количество погибших и травмированных граждан страны на пожарах, то к сожалению, здесь статистика неумолима. На сегодняшний день в России существуют следующие цифры по травмированным из-за пожаров:

  • В 2014 году их количество составила 10997 человек;
  • В 2016 – 9905 человек;
  • В 2018 году пострадавших было 9642.

Что касается погибших, то ситуация здесь выглядит следующим образом:

  • В 2014 году их число составило 10138;
  • В 2016 году погибших было 8749 человек;
  • В 2018 году их было 7909 человек.

Несмотря на то, что заметно уменьшение как пострадавших, так и погибших, все же Россия сохраняет одно из лидирующих мест в Европе и мире по количеству жертв на каждые 100 тысяч инцидентов, разделяя лидерство с Украиной, Беларусью, и некоторыми другими государствами. Хотя, по количеству пожаров обгоняют всех США, в которой в 8 раз за год больше пожаров, чем в России.

Источник: https://rosinfostat.ru/pozhary/

Об утверждении статистического инструментария для организации МЧС России статистического наблюдения за пожарами и последствиями от них (утратило силу с отчета за январь-март 2009 года на основании приказа Росстата от 23.12.2008 N 322), Постановление Росстата от 16 мая 2006 года №18

Сведения о пожарах и последствиях от них. Форма № 1-ПОЖАРЫ

____________________________________________________________________Утратило силу с отчета за январь-март 2009 года на основании

приказа Росстата от 23 декабря 2008 года N 322

____________________________________________________________________

Федеральная служба государственной статистики
постановляет:

1.

Утвердить представленную Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий прилагаемую квартальную форму федерального государственного статистического наблюдения N 1-пожары “Сведения о пожарах и последствиях от них”, сбор и обработка данных по которой осуществляются в системе МЧС России и ввести ее в действие с отчета за январь-сентябрь 2006 года.

2. Установить представление государственной статистической отчетности по указанной в п.

1 настоящего постановления форме федерального государственного статистического наблюдения в адреса и сроки, установленные в форме: юридическими лицами, их обособленными подразделениями, осуществляющими деятельность по рыболовству, добыче угля, сланцев, нефти, подземной добыче руд и нерудного сырья, портами, пароходствами, авиационными предприятиями и компаниями; юридическими лицами, осуществляющими статистический учет пожаров по соглашениям с Федеральной противопожарной службой МЧС России.

3. С введением указанной в п.1 настоящего постановления формы признать утратившим силу постановление Госкомстата России от 07.06.2002 N 134.

Руководитель
В.Л.Соколин

Форма N 1-пожары “Сведения о пожарах и последствиях от них”

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТСЯ ПОЛУЧАТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИИ
СВЕДЕНИЯ О ПОЖАРАХ И ПОСЛЕДСТВИЯХ ОТ НИХ
за январь –200г.
(нарастающим итогом)
Представляют:Сроки представленияФорма N 1-ПОЖАРЫ
юридические лица, их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность по рыболовству, добыче угля, сланцев, нефти, подземной добыче руд и нерудного сырья, порты, пароходства, авиационные предприятия и компании;юридические лица, осуществляющие статистический учет пожаров по соглашениям с Федеральной противопожарной службой МЧС России:10 числа после отчетного периодаУтвержденапостановлением Росстатаот 16.05.2006 N 18
– управлениям (отделам) государственного пожарного надзора МЧС России по субъектам Российской Федерации, по месту своего нахождения;
– органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей сфере
деятельностиКвартальная
управления (отделы) государственного пожарного надзора МЧС России по субъектам Российской Федерации:по согласованным программам и срокам
– Управлению государственного пожарного надзора МЧС России
Министерство обороны Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительства Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации:по согласованным программам и срокам
– Управлению государственного пожарного надзора МЧС России
Управление государственного пожарного надзора МЧС России:по согласованным программам и срокам
– Росстату
Наименование отчитывающейся организации
Почтовый адрес
КодКод
формыпо ОКУДотчитыва-ющейсяорганизациипо ОКПОвидадеятель-ностипо ОКВЭДтерриториипо ОКАТОминистер-ства(ведомства),органауправленияпо ОКОГУоргани-зационно-правовойформыпо ОКОПФформысобствен-ностипо ОКФС
12345678
0605112

Раздел 1. Общие сведения

Код по ОКЕИ: единица – 642; тысяча рублей – 384; человек – 792; га – 059
НаименованиепоказателяNстрокиВсего
123
Количество пожаров, единиц01
Материальные потери от пожаров, тыс.руб. (в целых)02
в том числе прямой материальный ущерб от пожаров, тыс.руб. (в целых)03
Погибло при пожарах, человек04
Травмировано при пожарах, человек05
Уничтожено (единиц):
– строений06
– морских, речных судов07
– воздушных судов08
– автотракторной техники09
– горные выработки, пласты угля и т.д.10
– лесная площадь, пройденная пожарами (га)11
Повреждено (единиц):
– строений12
– морских, речных судов13
– воздушных судов14
– автотракторной техники15
– горные выработки, пласты угля и т.д.16

Раздел 2. Основные причины и объекты пожаров

Код по ОКЕИ: единица – 642; тысяча рублей – 384
НаименованиеNстрокиКоличествопожаров,единиц(из стр.01гр.3)Материальныйущерб от пожаров, тыс.руб.(в целых)(из стр.03 гр.3)
1234
Причины пожаров:
поджоги17
нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов18
неисправность производственного оборудования, нарушение технологического процесса производства19
неосторожное обращение с огнем20
шалость детей с огнем21
нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ22
взрывы23
самовозгорание веществ и материалов24
неисправность и нарушение правил эксплуатации печного отопления25
не установленные26
прочие причины пожаров27
Объекты пожаров:
производственные здания и складские помещения производственных предприятий28
склады, базы и торговые помещения29
административно-общественные здания30
жилой сектор (жилые дома, общежития, дачи, садовые домики, надворные постройки и т.п.)31
строящиеся объекты32
сооружения, установки33
транспортные средства (морские, речные и воздушные суда и т.д.)34
сельскохозяйственные объекты35
горные выработки, пласты угля и т.д.36
лесные угодья37
в том числе: лес на корню38
готовая продукция39
другие объекты40
прочие объекты пожаров41
Руководительорганизации
(Ф.И.О.)(подпись)
Должностное лицо,ответственное за
составление формы(должность)(Ф.И.О.)(подпись)
20год
(номер контактноготелефона)(дата составлениядокумента)

Порядок заполнения и представления формы государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности)

1.

Отчет составляется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации.

В отчет включаются сведения о пожарах на объектах, на которых министерства, ведомства, другие юридические лица в соответствии с соглашениями с Федеральной противопожарной службой МЧС России осуществляют надзорные функции в области пожарной безопасности (подземные сооружения шахт, рудников и копей; морские, речные, воздушные суда, находившиеся в пути следования и на временных стоянках; объекты Минобороны России, МИД России, Минюста России, ФСБ России, СВР России, ФСО России, Спецстроя России, Рослесхоза, Ростехнадзора, и др.).

2. При заполнении раздела 2 отчета необходимо иметь в виду, что по строкам 17-36 граф 3 и 4 приводятся сведения о расшифровке данных, приведенных в соответствующих строках 01 и 03 графы 3 раздела 1 по основным причинам и объектам пожаров.

3. В строках 09, 15 раздела 1, а также в строках 24, 25, 26, 35, 36, 37 раздела 2 показываются соответственно сведения об уничтоженных и поврежденных материальных ценностях, о причинах и объектах пожара, не указанных в других строках отчета и являющихся специфичными для отчитывающегося субъекта.

4. Строка 2 заполняется Управлением государственного пожарного надзора МЧС России.
Электронный текст документаподготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:рассылка

Источник: http://rdocs3.kodeks.ru/document/901984424

Жар земли: повторятся ли прошлогодние рекордные пожары

Сведения о пожарах и последствиях от них. Форма № 1-ПОЖАРЫ

По данным дистанционного мониторинга системы ИСДМ-Рослесхоз, площадь действующих в России лесных пожаров на утро 2 июля составила почти 3 млн га — за неделю она выросла втрое. Сильнее всего горят леса в Якутии, Чукотском автономном округе, в Магаданской области, на Камчатке.

Для борьбы с пожарами лесным ведомствам Красноярского края и Иркутской области поручено увеличить группировку сил и средств. По словам главы Рослесхоза Сергея Аноприенко, резкое нарастание количества пожаров в Сибири и Дальнем Востоке говорит о начале летнего пика горимости.

Насколько реально повторение катастрофической ситуации с лесными пожарами в этом году, как сейчас регионы борются с огнем — в материале «Известий».

В рукопашную с огнем

В Республике Саха (Якутия) из-за неутихающих лесных пожаров пришлось ввести режим ЧС регионального характера, то есть речь идет о тех случаях, которые не выходят за пределы территории региона.

По оперативным сводкам на 3 июля, в республике действует 230 природных пожаров на общей площади пройденной огнем свыше 1 млн га.

Как сообщили «Известиям» в республиканском управлении МЧС, причиной большинства лесных пожаров стали сухие грозы.

Сейчас в полной боевой готовности находится авиация и аэромобильная группировка на случай, если огонь будет угрожать населенным пунктам. На помощь пришли пожарные из других регионов: накануне в республику прибыли 90 авиапожарных Тюменской и Ханты-Мансийской баз авиационной и наземной охраны лесов.

«Жара нарастала в течение месяца, сопровождалась порывистым ветром более 70–80 км/ч и сухими грозами, ставшими причиной труднодоступных и удаленных лесных пожаров», — сообщает ФБУ «Авиалесоохрана». Методы для борьбы с огнем применяют разные, в том числе «взрывной» с использованием детонирующего шнура высокой мощности, поскольку в «течение июля помощи от погоды не ожидается».

Сильнее всего горит Дальний Восток: за сутки здесь может возникнуть до 80 возгораний. Как объяснил глава Рослесхоза Сергей Аноприенко, сложная пожароопасная обстановка связана с аномальной погодой: температура воздуха превышает отметку в плюс 30–35 градусов.

На Камчатке, где режим ЧС объявлен во всех лесах, горит почти 200 тыс. га. Примерно такая же территория охвачена огнем и в Магаданской области — на 3–6 июля в регионе объявлено экстренное предупреждение из-за высокой пожароопасности.

На Чукотке, как пояснили «Известиям» в региональном МЧС, действует 60 природных пожаров, но угрозы населенным пунктам нет. Пару дней назад парашютистам-десантникам удалось потушить огонь на площади в 9 тыс. га. С огнем боролись две недели и только ручным способом — доставить технику в труднодоступный Билибинский район просто невозможно.

Как отмечали в Рослесхозе, все действующие пожары на Камчатке, Чукотке и в Магаданской области — труднодоступные или удаленные, то есть в так называемых зонах контроля.

В этих зонах разрешается не тушить очаги лесных пожаров, если затраты превышают прогнозируемый ущерб, а огонь не угрожает населенным пунктам и объектам экономики.

По этой причине, сообщает ФБУ «Авиалесоохрана», регионы приняли решение не тушить 349 лесных пожаров на площади, пройденной огнем, почти 2 млн га. Наблюдают, мониторят из космоса, но не тушат.

В Якутии и Красноярском крае таких пожаров 99%, в Иркутской области — около 80%.

«Известия» направили запросы в окружные департаменты лесного хозяйства, региональные управления МЧС и администрации с просьбой оценить, насколько нынешняя ситуация с лесными пожарами катастрофична по сравнению с прошлым годом, чем осложняется ликвидация очагов лесных пожаров, но на момент публикации статьи оперативного ответа не получили.

Зона преткновения

Летом 2019 года на зоны контроля пришлось 90% всех пожаров, а всего эти территории занимают свыше 500 млн га из 1,1 млрд га лесного фонда России.

В «Гринпис» считают, что прошлогодний урок власти не усвоили, поэтому пересмотр зон контроля — одно из требований, которое упоминается в открытом обращении к правительству РФ.

В организации настаивают на том, чтобы решения об отказе тушения пожаров в труднодоступных лесах согласовывались с федеральными властями. При этом границы «зон контроля» также должны устанавливаться на федеральном уровне.

«К сожалению, сейчас ситуация практически полностью зависит от погоды. Причины пожаров такие же, как и в прошлом году, — отказ от тушения.

По-прежнему примерно половина российских лесов относится к зоне контроля, то есть зоне, где пожары разрешено не тушить, — говорит «Известиям» руководитель противопожарного отдела российского отделения «Гринпис» Григорий Куксин.

— Соответственно, региональные власти получили примерно столько же денег на тушение, сколько и в прошлом году».

Впрочем, как рассказали «Известиям» в Рослесхозе, выводы из прошлогодних пожаров все-таки были сделаны.

«Рослесхоз ведет работу по сокращению площадей зон контроля. Критерии для этого были направлены в регионы.

На сегодняшний день зоны контроля уже сокращены на 87,8 млн га (с 620,7 млн га до 532,9 млн га), а Новосибирская, Свердловская и Тюменская области полностью отказалась от таких зон», — пояснили в пресс-службе ведомства.

Там отметили, что в середине июня, чтобы не допустить усугубления пожароопасной обстановки, главу Якутии попросили принять решение о тушении пожаров именно в зонах контроля.

«Многократное увеличение площади лесных пожаров на территории региона произошло в том числе и из-за трех- пятидневной задержки в принятии такого решения», — объяснили «Известиям» в ведомстве.

В целом, отметили в Рослесхозе, лесопожарный сезон 2020 года протекает в рамках среднемноголетних значений горимости: количество и площадь лесных пожаров остается на уровне показателей пяти прошлых лет. Так, по состоянию на 2 июля площадь, пройденная пожарами на землях лесного фонда, составляет 1,028 млн га. В прошлом году этот показатель составлял 1,112 млн га.

К слову, в конце июня стало известно, что Минприроды планирует глобально сократить количество зон контроля— до 6%. Экологи пока воспринимают такие сообщения без оптимизма.

«Минприроды действительно грозится почти полностью отменить зоны контроля, есть проект.

Но, во-первых, решение по нему еще не принято, а во-вторых, в нем прямо прописано, что он не потребует бюджетных вложений, а это почти невозможно, — говорит Григорий Куксин.

— Невозможно отдать регионам под охрану в разы больше территорий за те же деньги: сама проблема существования зон контроля именно в том, что денег не хватает».

По словам эколога, для полноценной охраны лесов и ведения лесного хозяйства объем финансирования нужно увеличить в три раза — до 90 млрд в год.

«Гораздо выгоднее и правильнее вложиться в полноценную охрану лесов и сократить зоны контроля, чтобы дым не проходил в населенные пункты. При этом всё равно значительная часть территорий останется недосягаемой в силу удаленности, труднодоступности и малонаселенности», — считает эксперт.

О необходимости дополнительного финансирования при сокращении зон контроля говорит и директор лесной программы Всемирного фонда дикой природы Андрей Щеголев. Эти средства пойдут на текущие расходы: зарплату пожарным, обеспечение техники горючим.

«Закупка пожарной техники тоже нужна, но в принципе деньги на нее предусмотрены национальным проектом «Экология», — отмечает в беседе с «Известиями» эксперт. По его словам, сокращать в первую очередь необходимо те зоны контроля, где пожары могут нанести максимальный вред и опасность их высока — у населенных пунктов и на ценных природных территориях.

И дым Отечества нам неприятен

Экологи опасаются, что из-за десятков непотушенных очагов в города и поселки в сотнях и тысячах километров от пожаров вновь придет едкий дым.

Его уже почувствовали жители Колымы, о возможном дыме от лесных пожаров в Якутии предупредили жителей Бурятии, Красноярск может накрыть дымом уже на следующей неделе.

Ведущий научный сотрудник Европейской системы мониторинга атмосферы Коперникус (CAMS) Марк Пэррингтон прогнозирует, что дым от лесных пожаров Сибири скоро почувствуют даже на Северном Полюсе.

«Огромные территории Сибири уже заволокло дымом — это видно по космоснимкам, — говорит Григорий Куксин. — В этом году ситуация с дымом сложная: в условиях еще не побежденного до конца коронавируса, непонятного прогноза по количеству респираторных больных в регионах задымление в городах действительно волнует людей».

Как сообщили «Известиям» в Рослесхозе, во избежание прошлогодней катастрофы принимается ряд мер.

Так к тушению привлекаются авиапожарные из регионов со сравнительно спокойной лесопожарной обстановкой (в переброске поможет авиационная группировка МЧС), в борьбе с огнем в труднодоступных лесах Сибири и Дальнего Востока задействован почти весь федеральный резерв парашютно-десантной пожарной службы ФБУ «Авиалесоохрана».

Кроме того, Минприроды планирует выделить дополнительные средства из резервного фонда Правительства РФ. Деньги направят в регионы с наиболее сложной лесопожарной ситуацией. Сумма не называется, но по информации «Коммерсанта», это порядка 2,6 млрд рублей.

«Сейчас надо сосредоточиться на тушении действующих пожаров, не пожалеть денег из федеральных резервов для того, чтобы ситуацию взять под контроль и перестать отказываться от тушения хотя бы вблизи населенных пунктов. Сейчас еще не поздно, — считает Григорий Куксин. — А дальше надо решать этот вопрос системно, иначе мы каждый год будем сталкиваться с подобной ситуацией. Надо выходить из этого замкнутого круга».

Природа не даст расслабиться

Андрей Щеголев прогнозирует: скорее всего, на Чукотке, Камчатке и в Магаданской области пожары прекратятся. В ближайшие дни там намечается похолодание, пройдут дожди.

«А вот по Якутии, скорее всего, ситуация останется такой же пожароопасной. Волна жары сохраняется и ситуация с пожарами будет только развиваться», — говорит эксперт.

В целом, по его словам, природа в ближайшее время расслабиться не даст: по прогнозам, к середине века продолжительность пожароопасного сезона в Сибири увеличится примерно на три недели. И хотя «середина века» звучит несколько отдаленно, готовиться нужно уже сейчас.

«Надо закладывать средства, нужны люди: лесников сократили, а те, кто есть, сидят по конторам и пишут отчеты, — объясняет Андрей Щеголев. — Нужно обучать людей современным технологиям: оперативно отслеживать пожары по космоснимкам и оперативно принимать решения».

Специалисты всё чаще сталкиваются с природными аномалиями. Так, в последние годы горят и лес, и тундра за Полярным кругом.

«Например, в 2018 году вспыхнули пожары за Полярным кругом в Норвегии и Швеции — лесники с таким давно не сталкивались. И, кстати, у нас на Кольском полуострове, в Мурманской области, горели леса и тундра — пожарная служба оказалась к этому не готова, — говорит эксперт. — Условия меняются. Пожары идут на Север, и надо быть готовыми к этим изменениям».

Источник: https://iz.ru/1031234/elena-motrenko/zhar-zemli-povtoriatsia-li-proshlogodnie-rekordnye-pozhary

Статистика пожаров

Сведения о пожарах и последствиях от них. Форма № 1-ПОЖАРЫ

Причины, параметры и последствия возгораний нужно изучать, чтобы сокращать риски новых чрезвычайных ситуаций. Для этого ведется статистика пожаров в каждом государстве по отдельности, и в мире. Второе направление формируют три организации: КТИФ, ВЦПС и ЦПС КТИФ.

Недавно к ним присоединилась американская ассоциация NFPA. Это объединение изучает и систематизирует полную информацию о пожарах, ущербов от ЧС, и разрабатывает системы пожарной безопасности. В России это направление отдано в компетенции ВНИИПО.

Это подразделение ГПС собирает данные по стране, и отдельным регионам.

Базовые задачи сбора статистической информации

Пожарная статистика ведется, чтобы получить полную количественную информацию для оценки угроз и уровня противопожарной защиты на объектах различного назначения, в климатических и природных зонах, в конкретных населенных пунктах. Эти сведения разрешают МЧС рационально планировать работу. Информация собирается по таким параметрам:

  • когда и где произошло возгорание;
  • какой ущерб был причинен пожаром: прямой и косвенный;
  • количество пострадавших и погибших людей;
  • тип возгораний;
  • причины и частота происшествий.

Важно! Исследования произошедших пожаров разрешает анализировать действия частей пожарных на ЧС, правильность выбранной тактики, адекватность законодательных актов и другие аспекты. Так выполняется корректировка стратегий, технологий, подходов при ликвидации пожаров и количество пожарных в России.

Статистическая процентовка по специфике объектов

Данные возгораний по объектам различного назначения

Мировая статистика пожаров по объектам различного назначения показывает соизмеримые количественные показатели по отдельным странам:

  1. Жилые дома – наиболее пожароопасные объекты, здесь происходит более 70% от общего числа пожаров.
  2. Производственные возгорания – это немногим более 3%.
  3. ТРЦ, гостиницы и другие объекты торговли – немного отстают от производств, их процент – 2,8.
  4. Сельскохозяйственные объекты – также отличаются повышенной опасностью, их число достигает 2,3%.
  5. Административные учреждения становятся местом возгораний в 1,7% случаев.
  6. Объекты строительства и склады становятся очагами пожаров в 0,% и 0,4% случаев соответственно.

На заметку! По всемирным данным в дошкольных образовательных учреждения и школах возгорания случаются гораздо реже, чем на объектах другого назначения. Эта тенденция усилилась в 2016-2017 годах.

Статистика пожаров по странам, включая Российскую Федерацию, сообщает, что наиболее распространенными причинами пожаров являются:

  • нарушение правил монтажа электрической проводки и оборудования, а так же не соблюдения требований эксплуатации;
  • утечки газа и неправильная эксплуатация газового оборудования;
  • нарушение технологических процессов, в которых используются легковоспламеняющиеся вещества;
  • курение.

Следует понимать! Вышеприведенные данные говорят о том, что в большинстве случаев причиной пожаров становится человеческий фактор. Даже масштабные лестные пожары последних лет произошли из-за халатности людей. Второй по объему является цивилизационная составляющая. Природные факторы редко становятся причиной возгораний.

Таблица данных по странам за 2016г

Пожарная статистика по миру

Организации, ведущие учет данных по миру сообщают, что ежегодно в странах Европы, Азии, Америки и Австралии происходит более 3 миллионов пожаров, в которых умирает от дыма, огня и других факторов более 20 тысяч человек. В большинстве случаев возгорания случаются на транспорте, преимущественно в поездах, в зданиях и сооружениях. На этих объектах погибает около 90% от общей численности жертв:

  • наибольшее число пожаров происходит в Соединенных Штатах Америки;
  • в России, Украине и Беларуси – наибольшее количество человеческих жертв;
  • наибольший объем лесных пожаров приходится на Россию и США, ущерб от ЧС ежегодно составляет до 0,65% от валового национального продукта.

На здания приходится максимальный процент от общего объема пожаров – более 38%. Причинами тому являются:

  • невозможность обеспечения достаточного уровня контроля над пожарной безопасностью жилого фонда;
  • массовое пребывание людей на объектах большой этажности, наличие ограниченных в передвижении больных людей, а так же отсутствие контроля людей в ночное время;
  • высокая пожарная нагрузка в домах большой этажности, сформированная бытовой техникой, мебелью и отделочными материалами;
  • высокая скорость распространения пламени вверх по этажам.

Статистические организации ежегодно составляют рейтинг стран по пожарам, это позволяет определять тенденции, эффективность мер, принимаемых в тех или иных государствах.

Число пожаров в России с 2003 года по 2017 год

Данные по России

Статистика пожаров в России сообщает, что в среднем за год случается около 150 тысяч пожаров. Согласно официальным отчетам на сайте МЧС в них гибнет более 9,5 тысяч людей.

Большинство пожаров происходит в густонаселенных регионах, среди которых уверенно «лидирует» Москва и Московская область – около 8 тысяч возгораний ежегодно. Санкт-Петербург и Ленинградский регион показывает статистику вполовину ниже.

По первичным количественным показателям в отдаленных северных регионах обстановка более благополучная. Например, в республике Коми за год случается немногим более 1 тысячи чрезвычайных ситуаций, а в Ямало-Ненецком автономном округе – менее 50.

Но показатели изменяются критично при пересчете погибших на 100 тысяч человек, то есть с учетом плотности заселения. Но это среднестатистические данные. Если рассматривать количество пожаров в России за последнюю шестилетку по годам определяется следующая тенденция:

  • 2012 – 162,9 тысяч ЧС, из которых 99,3 тысяч – произошли в городах.
  • 2013 – 153,5 тысяч пожаров, в городах – 93,1 тысяч.
  • 2014 – 150,8 тысяч возгораний, в крупных населенных пунктах — 89,6 тысяч.
  • 2015 – 146,6 тысяч чрезвычайных ситуаций, в городах — 86,4тысяч.
  • 2016 – 139,1 тысяч пожаров, 88,4 тысяч – в крупных населенных пунктах.
  • 2017 – 132,4 тысяч возгораний, в городской инфраструктуре — 78,1 тысяч.

Эта тенденция позволила прогнозировать, что в 2018 чрезвычайных ситуаций будет еще меньше. Менее оптимистичная статистика в Российской Федерации по лесным пожарам, в них за 1 год выгорает до 30 тысяч гектаров леса. Причинами гибели массивов являются:

  • небрежное обращение с огнем граждан – более 60%;
  • огонь, перешедший на лес с сельскохозяйственных объектов – 10%;
  • происшествия, виновниками которого стали экспедиции – 2%;
  • технологические процессы на лесозаготовках – меньше 1%.

В 17% случаев причины установить не представилось возможным.

Пожароопасные районы РФ

Применение статистической информации в различных отраслях

Мировая статистика по пожарам дает актуальную информацию для многих отраслей. В первую очередь это относится к строительству, поскольку здания и сооружения возводятся повсеместно. В этой сфере требования и методики, как российские, так и международные, разрабатываются с учетом статистических данных:

  • создана классификация объектов по пожарной безопасности и типам производства;
  • разработана система огнестойкости материалов с рекомендациями по объектам разной специфики;
  • разработка проектов промышленных сооружений ведется, исходя из технологических процессов, используемого сырья, количества сотрудников;
  • проектирование инфраструктуры осуществляется с учетом пожарных нагрузок;
  • выполняется планировка зданий и помещений с учетом безопасности, включая возможность эвакуации людей.

Энергетика не менее плотно регламентирована статистическими данными. Мировой рейтинг стран по количеству пожаров разрешает прогнозировать ситуацию на текущий год. Исходя из того сколько возгораний возможно на той или иной территории, можно эффективно консолидировать усилия пожарников из всех стран мира.

:

ЭКСТРЕННЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

С городского/сотового телефона
Единый телефон пожарных и спасателей01/101
Полиция02/102
Скорая помощь03/103
Аварийная газовая служба04/104

Источник: https://PozharaNet.com/pozhar/statistika-pozharov.html

Правила заполнения карточки учета пожара

Сведения о пожарах и последствиях от них. Форма № 1-ПОЖАРЫ

В РФ официальный статистический учет пожаров и их последствий осуществляет ФПС МЧС через территориальные подразделения пожнадзора (ст. 27 закона №69-ФЗ). В качестве объектов наблюдения выступают здания (помещения), а также населенные пункты, подвергшиеся возгоранию. При этом каждое происшествие фиксируется карточкой пожаротушения и карточкой учета пожара.

Отличие последней состоит в том, что в ней отражается исчерпывающая информация о месте, времени ЧС, а также всех жертвах. Таким образом, карточки тушения пожаров предназначаются для планирования боевых действий в полевых условиях, а карточки учета – для фиксации последствий от возгораний.

Учет пожаров и их последствий

Система статистического наблюдения пожаров неидеальна. Тем не менее она отвечает поставленным перед ней задачам: регистрации всех возгораний и оценке ущерба (последствий). Специальная карточка учета пожаров разработана таким образом, что может быть прочитана как человеком, так и сканерами.

Учет пожаров и их последствий.

Основным недостатком документа считается некорректная сводка данных: любое загорание по новым правилам становится пожаром, вне зависимости от того, был это весенний пал травы или возгорание мусорных отходов.

В итоге сезонная частотность пожаров по такой документации существенно возрастает.

Тем не менее есть и положительная динамика в нововведениях: специалисты пожарной безопасности видят реальное количество жертв пожаров и степень ущерба для здоровья (жизни). Главное изменение в порядке учета – отражение данных об условиях, способствующих травматизму (факторы возгорания, несвоевременная эвакуация).

Для чего ведется

Основная задача, для которой организуется федеральное статистическое наблюде-ние по пожарам и их последствиям, заключается в сборе и систематизации данных карточек.

С помощью первичной информации:

  • выявляют причины возгораний по каждому субъекту;
  • анализируют возможные недостатки в работе учреждений Госпожнадзора (ГПН);
  • ведут статистику пострадавших от пожаров, в том числе с летальным исходом (в счет берутся смерти, наступившие в период до 30 дней с момента возгорания);
  • подсчитывают экономический ущерб.

Важно. Карточки пожара заполняются уполномоченным лицом ГПН по региону на каждый пожарный случай. Сведения о жертвах, скончавшихся не на месте происшествия, заносятся в журнал по факту получения данных.

Чем регламентируется

Учет ЧС, связанных с возгораниями, ведется по требованиям основного закона о пожарной безопасности №69-ФЗ. Конкретные указания, инструкции и бланки прописаны в нормативных актах МЧС.

Приказы МЧС по организации статистического наблюдения за возгораниями:

  • №714 с методическими рекомендациями №43-956-18;
  • №467;
  • №625;
  • №444.

На заметку. В учреждениях правопорядка ведется собственная ведомственная статистика возгораний на основании приказа МВД №477.

По официальным правилам карточки пожара хранятся в количестве 2 шт. – в подразделении ГПН (субъекта) и ФПС МЧС. Карточка учета пожаров заполняется работником ГПС – инспектором или иным лицом, занимающимся расследованием по факту ЧС. Бланк представляет собой таблицу с двумя полями – текстовой (для описания) и кодовой (для машинного чтения).

Важно. Действующий образец карточки представлен в Приложении 1. Чтобы скачать аналогичный пример в формате «excel», используйте Приложение 2.

Рассмотрим механизм заполнения граф, который утверждается приказом МЧС №625. Всего документ включает 8 разделов.

Общие сведения

В графах раздела 1 устанавливается информация о месте и времени пожара. Данные записываются кодом.

Код строкиЧто отображается (с указанием кодовых таблиц)
1Субъект РФ (т. 1)
2Подразделение по классификатору территориальной ГПС (ФПС)
3Номер карточки
4Дата ЧС в формате «ДД-ММ-ГГ»
5Город, класс пожарной охраны (т. 2, 3)

Внимание. Почтовый адрес указывается по месту фактического возгорания и только в текстовом виде (без цифр). Титул карточки заполняется в соответствии с подстрочными указаниями.

Объект пожара

Во втором разделе данные отображаются буквенно-цифровыми обозначениями.

Код строкиЧто отображается
6Форма бизнес-предприятия (код 1–5)
7Тип собственности (т. 4)
8Пожарный риск (т. 4.1)
9Форма предприятия (т. 4.2)
10Учреждение госвласти, которое осуществляет деятельность на объекте пожара по классификатору Росстандарта ОК 006-201. Пустое поле допускается, если возгорание случилось на частных предприятиях (ТС)
11Тип фирмы (т. 5), обозначение помещения по классу опасности (т. 5.1)
12Объект пожара по месту очага (т. 6), код охраны (т. 7), данные о ТС при возгорании на нем (т. 8)
13Число наземных этажей без учета нежилых
14Номер этажа с очагом пожара
15Степень огнестойкости (т. 9)
16Место очага (т. 10), код постройки (т. 11) и земли вне собственности (коды 1–8)
17Источник зажигания (т. 12)
18Материал воспламенения (т. 13)
19Наличие сертификата безопасности на источник огня (код 1–4)
20Причина загорания (т. 14)
21Виновник (т. 15), его характеристика (т. 16), состояние на момент ЧС (код 1–3), возраст
22На каком этапе находится проверка (код 1–8), кем возбуждено дело (код 1–4), статья (разъяснения из п. 29 приказа №625)
23Время последнего осмотра объекта службами ГПН
24На сколько далеко находится пожчасть, прибывшая на место первой

Важно. Графы заполняются без пробелов. При отсутствии кодовых обозна-чений поле оставляют пустым. Остальные пояснения приводятся по тексту (часть 2 приказа №625).

Последствия пожара

Сведения в третьем разделе отображаются числами и выражают последствия от пожара в натуральных единицах – человек, рублей, штук и т. д. (14 строк). При этом учитывается количество полностью уничтоженных объектов, а также поврежденных. Подробное разъяснение с примерами приводится в п. 32 настоящего приказа.

Спасение и эвакуация

Графа «Спасено».

В четвертом разделе ведут учет спасенного и эвакуированного имущества (людей). В графах «Спасено» указывают количество техники, голов скота, материальные ценности в рублях, которые удалось спасти за счет действий бригады ГПС.

В строчках с подписью «Эвакуировано» записывают число людей, спасшихся самостоятельно (п. 36 настоящего приказа).

Развитие и тушение пожара

В разделе 5 указывают временные рамки спасательной операции начиная с момента вызова и заканчивая ликвидацией горения. Время записывается с точностью до минут в формате «ЧЧ-ММ».

На заметку. П. 37 приказа №625 разъясняет, как рассчитываются временные интервалы оперативной деятельности пожчастей. Строка 52 заполняется по кодовым обозначениям из таблицы 17 (описывает условия, помешавшие скорому пожаротушению).

Силы и средства пожаротушения

Для заполнения шестого раздела используется система таблиц 18–27. Графы описывают пожарную технику и инвентарь, которые применялись при тушении. Разъяснения по заполнению регламентированы п. 39–47 приказа.

Раздел 7 служит для характеристики жертв пожара. Сведения вносятся в графы только после их фактического установления.

В разделе сообщается:

  • возраст и пол погибших, их социальный статус;
  • о причинах гибели;
  • о характере последствий для здоровья (степень тяжести).

Заполняют графы в соответствии с кодовыми обозначениями из таблиц 28–33.1 (п. 48–56 приказа).

Дополнительные сведения

Последний раздел формируется с учетом региональных особенностей ведения федерального наблюдения. ГПН по субъекту самостоятельно определяет, какие из данных будут занесены под условно свободные обозначения (до 6 символов).

Поле для записей используют для отображения важных сведений, которые не были занесены в карточку посредством кодирования. С этой целью его длина не ограничивается.

Порядок представления карточки

Принятие и утверждение карточек происходит по единому алгоритму.

Порядок представления карточки.

Схема представления:

  1. Ответственный инспектор ГПН заполняет бланк (2 шт.) и передает один экземпляр начальнику (по субъекту) на регистрацию.
  2. Карточка фиксируется в журнале учета ЧС и передается на обработку информации.
  3. Второй экземпляр направляется в подразделения ФПС, которые собирают статданные и организуют базы данных (программные комплексы).
  4. Данные карточек проверяют на ошибки и неточности, преобразовывают в электронный вид. Один раз в месяц информацию выгружают в общую базу по РФ.
  5. Собранные данные становятся доступными в программе «Статистика пожаров».

Изменение информации в картотеках производится по специальному запросу в ФГБУ ВНИИПО (таблица 34 приказа №625) и только после проверки уполномоченными органами.

Таким образом, порядок учета пожаров и их последствий разработан с целью статистического наблюдения за возгораниями на территории РФ, а также оценки последствий с учетом принятых мер пожаротушения.

Эти задачи решаются при помощи первичной документации: карточек пожара, которые составляются не на месте возгорания, а после получения исчерпывающей информации о степени разрушений и жертвах.

Порядок заполнения бланков учета пожаров регламентирован приказом МЧС №625, который дает пояснения к каждому блоку кодовых и текстовых наименований.

Детальная информация видна на видео:

Источник: https://opozhare.ru/posledstviya/pravila-zapolneniya-kartochki-ucheta-pozhara

Бланки и образцы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: